"Когда б вы знали, из какого сора.... ". Вот сегодня и узнаете из какого сора Михаил Ромм снял свой второй фильм "Тринадцать". Первый -"Пышка" - высоко оценил сам Сталин, кинозритель N1 Советского Союза. Поэтому его просьбу снять что-то похожее на американский фильм "Потерянный патруль" поручили Ромму.
То, что творилось на съёмочной площадке мы узнали благодаря
Дневникам художника фильма Петра Галаджева. А творилось вот что:
29.03.1936
Сегодня первый день съёмки. Начало в 10.... Полнейшая неразбериха в отправке людей на съёмку и неизвестно, куда собраться. В Анау настолько неорганизованно ведет себя режиссер, что он деморализует всех. Для того, чтобы точно установить что делать, надо каждые пять минут спрашивать, не переменилось ли распоряжение. Если вы договорились с ним о чем-нибудь, то вы нет уверены, что это останется в силе. Ромм- это тростинка колышимая ветром в поле. Волчек опоздал на съёмку на 2 часа.
Операторы не слушали режиссера и нарочно затягивали съёмку до приезда Волчека, хотя солнце уходило с объекта".
Борис Волчек - оператор, будущий лауреат трех Сталинских и одной Государственной премии, отец Галины Волчек. Это для справки.
А настроение Галаджева было подпорчено еще накануне. Артистов обучали верховой езде. Занятия вел офицер. Галаджева напрягли похабные шутки артистов Крючкова и Кузнецова ("Семеро смелых"). Даже офицер не ожидал такого юморка от начинающих звезд киноэкрана.
30 марта съёмку отменили из-за сильного ветра. Вместо работы разговоры, болтовня, обиды. Похоже, что обстановка в киногруппе накаляется.
31 марта. Снова тучи. Галаджев репетирует роли с двумя актерами - Чистяковым и Кепиновым. Первый играет роль профессора-геолога, второй - пограничника.
Актер Кузнецов "бузил и хулиганил на занятиях в манеже. Разболтался парень...".
1 апреля. "Начался день с плоских розыгрышей. Работал я, Эггерс с Новосельцевым по роли командира. Ромм разговаривал с Крючковым по образу Гусева. Не записывали, так и не понял, в каком плане работали".
2 апреля. Опять набузил и нахулиганил актер Зольц Д. ( роль Левкоева). Актеры предают его анафеме. Громкие речи в защиту, и против. Специальная делегация в составе: Крючков, Масоха и Кузнецов - просят снисхождения для Зольца.А через два часа Крючков и Долинин напиваются до чертиков по случаю рождения сына Крючкова.
Похоже мужская часть киногруппы только и ищет повод выпить. Вы поняли, читатели, что актеры которые должны были идти и уговаривать Михаила Ромма не отсылать актера - бухгалтера, сами напились? Дальше будет еще интереснее.
3 апреля. "Работали с Юдиным над ролью Петрова, кончили в 19 ч.30 м. Впечатление у меня о Юдине такое: он плохо понимает кинематограф, плохо владеет своим телом, темперамент захлестывает все - очень однообразен, малокультурен. Ромм говорит, что занимался с Кузьминой".
У читателей возник вопрос. Почему художник работает с актерами? Все дело в том, что Галаджев сам актер с 1924 года и режиссер документального кино с 1930. К примеру, в фильме 1937 года "Остров сокровищ" он сыграл Бена Ганна. В этой статье я привожу рисунки декораций фильма, сделанные Петром Галаджевым. Поехали дальше.
5 апреля. "Ромм плохо воспринимает и слушается "чужих" ( свои - это Сливкина, Кузнецова и Кузьмина)"
6 апреля. "Работаю с Роммом над сценарием , много принимает и много не принимает.... Режиссерская система, построение образа и кадра, монтаж у Ромма странноват , неудовлетворен диалогами. С образом Марии Николаевны и командира , как их трактует Ромм, я согласится не мог. Обиделся на меня за мой энтузиазм".
7 апреля.... Ромм и не думает разговаривать по съёмке - до сих пор не знаю, правильно ли выстроены актеры в отряде. У колодца они должны были быть в определенном порядке....
Актеры Юдин , Крючков и Чистяков жаловались на поведение Ромма, на семейственность и нетоварищеское поведение компании Сливкино - Кузьминой.
Актриса Кузьмина на тот момент была женой режиссера Бориса Барнета, но после окончания съёмок выйдет замуж за Ромма. Похоже, что отношения между ними начались во время съёмок. Хотя Барнет и прилетал к ней на аэроплане, чтобы увезти на несколько дней за барханы. Высокие отношения.
8 апреля "Ромма на съёмке нет. Он носится , кричит, машет руками, смотрит в визир , а всё-таки на съёмке нет.... Мне стало скучно, ибо я вижу, как люди учатся снимать картины, а не умеют снимать".
14 апреля. "Актеры ведут себя ужасно. Ромм их балует и не умеет сделать так, чтобы они его уважали".
История повторяется через 4 дня:
18 апреля. Актеры на репетиции себя возмутительно держали. Хулиганили, курили, вызывающее поведение в отношении меня и Кирилла... Если бы у меня были такие актеры, то я бы знал, что делать.Ромм их все больше портит и развращает. Оказывается, метод работы Ромма с актерами такой: это чистая импровизация перед аппаратом без предварительной работы и замысла. На моем языке это называется халтура.
Довольно неожиданное заявление. В Дневниках есть записи о его репетициях и с актерами и, особенно , с Кузьминой которую забирал на три часа.
19 апреля. Беседа с Роммом , Волчек, Эггерсом и мною. Спор о методе. Так и не понял, какой у Ромма метод. Все режиссеры нашего Союза плохие, кроме Ромма. Узнал из разговора с Роммом и от него лично. Все гибнут. Окончательно разуверился в Роме.
29 апреля. Наконец выбрали место для постройки декорации или, вернее, утвердил наконец-то Ромм тысячу раз виденное место...
Вечером продолжительный и скучный разговор с Роммом. Актеры жаловались на меня за то, что я их совращаю на свою сторону и что у меня другой метод, чем у Ромма ( я до сих пор не могу понять, какой метод у Ромма)...
Ромм в пятый раз спросил меня , верю ли я, что он режиссер. Я заявил, что предлагаю расстаться. Ромм меня стал пугать тем, что у меня жена, что я не достану работы, что я не получу постановки на "Мосфильме" и т.д.
Видимо в Галаджеве разыгрался режиссер, если он довел Ромма до состояния , когда тот 5 раз спрашивал - режиссер ли он сам? Комплекс развивался у Михаила, а, заодно, и у Михаила Рома.
На следующий день главный художник Галаджев заявил о своем уходе с картины. Директор фильма по фамилии Чайка просил его остаться до 4 мая, а 5 мая главный оператор Волчек просит не уходить совсем.Видимо уговорили.Однако склоки, конфликты, пьянки-гулянки продолжились.
31 мая... Я поражен, когда режиссер , приходя на съёмку, начинает думать, что ему снимать.
1 июня. Помогаю на съёмке, как могу. Почти все принимается... Кузьмина не желает выполнять требования режиссера. А режиссер спрашивает ее, какая мизансцена ей больше нравится... Актеры злятся, почему их вызывают на съёмку и не снимают...
2 июня. Сегодня подаю заявление об уходе... Ромм хамит, а вместе с тем делает плохо. Молча ушел со съёмки...
Вот и все. Конечно, это странно, когда режиссер приходя на съёмку не знает что и как ему сегодня снимать. Но, со временем, мастерство Михаила Ромма отшлифовалось. Через два года он получит главный советский орден - орден Ленина. В 1941 первую из пяти (!) Сталинских премий. В 1950 году станет народным артистом СССР. Было за то что. В историю кино Советского Союза войдут его "Корабли штурмуют бастионы", "Адмирал Ушаков", "Девять дней одного года", "Обыкновенный фашизм".