41 подписчик

Первый раз в первый класс. 1975 год

 У каждого свои воспоминания о школе, но почти все помнят свою первую учительницу. Мою звали Татьяна Владимировна, школа 1140.

У каждого свои воспоминания о школе, но почти все помнят свою первую учительницу. Мою звали Татьяна Владимировна, школа 1140. В советское время родители должны были работать (ведь их могли привлечь за тунеядство), и дети не видели их целый день до глубокого вечера. Поэтому школа должна была частично заменять семью — учить и воспитывать. Может именно поэтому "учительница первая моя" казалась самой красивой и обязательно похожей на маму.

И, конечно, многим помнится специфический запах новенького портфеля, с которого начался новый этап жизни. Девочкам — новенькое коричневое платье с белым фартуком (почему-то с постоянно сваливающимся с плеча "крылышком") и замечательные белые банты (чем больше и пышнее, тем лучше), мальчикам — синий костюм с блестящими металлическими пуговицами и пока белой рубашкой. В неторжественные дни ученицы носили чёрный фартук с коричневыми бантами. Все получили наказ от родителей: хорошо себя вести и на отлично учиться. Новоиспечённые школьники нисколько не сомневались, что так и будет.

С началом "трудовых" будней романтика и энтузиазм рассеивались, происходило "расслоение общества" после первых же отметок. Ещё большим ударом по самооценке стала традиция вывешивания на доске почёта лучших тетрадей и работ.

Тяжело было привыкать и к дисциплине: надо было слушать на уроках, сложив руки на парте, поднимать руку при желании что-то сказать, нельзя вертеться и разговаривать! Не разговаривать было самой большой проблемой для меня, бороться с такой вредной привычкой было трудно: если со мной никого не сажали (чтоб не болтала) — сидела всё время спиной к доске (а ведь рядом сидела любопытная девочка Надя, упорно писавшая цифры высотой в две клетки). Только пересаживание на первую парту дало результат. А когда рядом со мной посадили "хулигана" Максима для перевоспитания, то во мне даже проснулся педагог — только слово скажет — я его линейкой! Спасибо, сдачи не давал. В другой школе родители строго потребовали в конце каждой недели подавать учителю дневник для оценки за поведение, "заклеив" окончательно тем самым мне рот.

Хочется сказать, что оценки и поведение в начальной школе редко имеют отношение к учебе в старших классах. Позже встретила бывшую одноклассницу из "началки" (мир тесен). Расспросила про "колышника" Марата, упорно не хотевшего рассказывать у доски стихи, — оказалось, он блестяще окончил школу. Многие ребята стесняются, боятся выглядеть перед "соплеменниками" глупо. Меня тоже в 3-м классе в начале учебного года вызвали на уроке пения спеть. Вышла — увидела глаза, направленные на меня с интересом и ожиданием, — и... всё! Не произнесла ни звука, прекрасно помня строки заданной песни. Двойка! Дома я уверенно исправила её на "5" — из чувства несправедливости: ведь слова-то я знаю, да и сразу после летних каникул нечестно ставить двойку!

P. S. Кризис 7-ми лет. Ребенок, оказавшийся на новом этапе жизни, оказывается в стрессовой ситуации: новые требования, коллектив, значимый взрослый. Дети жестоки и не думают, как плохо если с тобой не общаются или надсмехаются. Некоторые родители правильно делают, беря отпуск в сентябре: малышу важно, чтоб его поддержали в трудный период адаптации: встретили с уроков, расспросили об одноклассниках, предложили ребятам поиграть в общую игру (мяч, например) — это поможет лучше познакомиться. Можно всех угостить печеньем или пряниками. В общем, постараться сдружить ребят. Хорошо, если есть продленка, и там дети могут вместе погулять, и учитель старается занять их общим делом. От этого зависит моральный климат в коллективе и желание детей идти в школу. Особенно внимательно отнестись к детям, не ходившим в садик, не сталкивавшимися с буллингом, часто доверчиво и открыто себя ведущими, приученные уважать старших и не обижать и уступать девочкам.