Готовность усилить меры против угроз, исходящих из стран с радикальными политическими режимами выразили главы стран Центральной Азии, сообщает prosud.kz.
Соответствующий документ был подписан по итогам встречи в Нью-Йорке на полях 78-й сессии Генассамблеи ООН.
Одной из наиболее важных проблем современной Центральной Азии является проблема развития радикального ислама и эффективного противодействия ему.
Лидеры стран региона заявили о необходимости объединения в вопросах правоохранительной и контртеррористической деятельности, обороны и охраны государственных границ.
Также, была затронута тема миграции и репатриации граждан из северо-востока Сирии. Особое внимание было уделено ситуации в Афганистане. Главы центрально-азиатских государств отметили важность безопасной и стабильной обстановки в этой стране.
Центрально-азиатские экстремистские организации, как правило, состоят из менее 10 человек, финансируются чаще из-за рубежа и не имеют тесные связи между собой. Костяк составляет молодежь в возрасте 20-35 лет. При этом возраст экстремистов, которые воюют на Ближнем Востоке и в Афганистане, в основном составляют 25-29 лет. Наиболее активные джихадисты в Центральной Азии, как правило, обучаются в учебных лагерях «Аль-Каиды» и «ДАИШ» в Афганистане или на Ближнем Востоке.
Идеи радикального ислама стали проникать в регион в конце 1980-х годов. Связано это в первую очередь с тем, что в тот период произошло ослабление религиозного контроля со стороны государства. Разрозненное религиозное население центральноазиатских республик — Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана — активно подхватило религиозно-экстремистские идеи.
Радикализация Центральной Азии на сегодняшний день — одна из наиболее опасных и прогрессивно развивающихся угроз стабильности и безопасности региона. Страны Центрально-Азиатского региона не смогут справиться с этой проблемой в одиночку, им необходимо сплотиться перед лицом общей угрозы и начать более активно сотрудничать по вопросам противодействия религиозному экстремизму со странами-соседями не только в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), но и стремиться к более тесному двустороннему сотрудничеству.