Россия богата талантами. И, к счастью, эта сокровищница пополняется в том числе, благодаря экспатам - осевшим в нашей стране иностранцам. Многие из которых пустили корни, основав настоящие династии - творческие, научные, артистические. Имена Петипа, Растрелли, де Толли, целые семьи Костаки, Бенуа, Бруни…что объединяет все эти великие, но такие разные по идеям и происхождению, имена? То, что все они – экспаты, да не просто принявшие решение остаться в России, но и возвеличившие ее. Вспомним некоторые из них - с благодарностью.
Феофан Грек
Несмотря на обширность и, в то же время, углубленность в континент, наша земля издавна богата иноземными талантами. Одним из первых, повлиявших на отечественную культуру, можно и нужно назвать Феофана Грека. Этот иконописец, мастер фресковых росписей середины XIV-начала XVвв. оставил нам богатое наследие.
Феофан родился в Византии, с чем и связано его русское прозвище Грек. На землях Руси он оказался примерно в 30-летнем возрасте. За свою жизнь на Руси Феофан написал множество икон, оформлял книги, расписывал частные дома на заказ. Его самые известные работы — росписи Архангельского и Благовещенского соборов Кремля, церкви Рождества Богородицы на Сенях.
Феофан Грек был самобытным автором, новатором. Его художественные приёмы воспринимались как поворотные, изменившие представление об иконописи. Его образы отличались усовершенствованной индивидуальностью, пусть и на основе классических образцов.
Именно его талант и художественная манера оказали большое влияние как на новгородских и московских мастеров, так и на всю традицию русской иконописи, к тому времени переживавшую небывалый расцвет. Это учеником и верным последователем Феофана Грека был поистине легендарный иконописец Андрей Рублёв — человек, чьё творчество стало одной из вершин русской и мировой культуры.
Продолжая линию художественного мастерства, вспомним и зачинателя целой династии художников, чей основатель также был иноземцем. И сегодня семья Бенуа — широко известна. К ней принадлежат такие высокоодаренные деятели отечественной культуры, носящие эту славную фамилию. Николай, Александр, Альберт и Леонтий (Людвиг) Бенуа, Зинаида Серебрякова, Николай и Евгений Лансере - члены одной большой по численности и великой по значимости, семьи.
Луи Жюль Сезар Огюст Бенуа, (1770—1822) — основатель этого замечательного рода в России, был главным кондитером у российской императрицы Марии Федоровны. Эмигрировал из Франции в Россию в конце XVIIIв. в связи с Французской революцией. С женой, немкой по происхождению, урождённой Анной-Катериной Гропп они стали родителями 18 детей, из которых выжили 11. В лицах этих потомков Россия получила генералов, полковников и большое число людей, связанных с творчеством.
Самой знаменитой фигурой из плеяды является зодчий Николай Леонтьевич Бенуа. Одним из наиболее известных архитекторов семьи Бенуа признан второй сын Николая Леонтьевича — Леонтий (Людвиг) Николаевич Бенуа. Ярчайшим художником среди династии Бенуа считают младшего сына Н. Л. Бенуа — Александра Николаевича Бенуа.
Николай Леонтьевич Бенуа родился 13 июля (1 июля по старому стилю) 1813 года в Санкт-Петербурге. Всю жизнь жил в городе на Неве, изучал архитектуру в Академии художеств, которую успешно окончил в 1836 году. Строительную практику проходил под руководством знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона.
С 1840 по 1846 годы Николай Бенуа учился в Италии, где проникся идеями романтизма. Также Николай Бенуа многостороннее исследовал готический стиль; побывал в Германии, Швейцарии, Австрии; посетил Францию и Англию, ознакомился с архитектурой Средневековья. С ноября 1846 года Николай Леонтьевич служил архитектором в Санкт-Петербурге. В 1850 году Н. Л. Бенуа стал главным архитектором Петергофа.
В Санкт-Петербурге его работы: Костел Посещения Пресвятой Девы Марии на Выборгском римско-католическом кладбище; в Александровском саду: фонтан перед фасадом Адмиралтейства (в соавторстве с А. Р. Гешвендом), а также деревянная оранжерея и жильё для садовника; Гостиный двор, в 1886—1887 годах главный фасад здания, выходящий на Невский проспект, был видоизменён (пышно декорирован) по проекту Н. Л. Бенуа.
Леонтий (Людвиг) Николаевич Бенуа родился 23 августа 1856 года в Петергофе и жил в городе на Неве. Леонтий Николаевич преподавал и занимал пост ректора в Высшем художественном училище при Академии художеств. В 1893 году возглавил в нём индивидуальную архитектурную мастерскую и оставался во главе её почти 30 лет.
В Санкт-Петербурге по проектам Л. Н. Бенуа, либо при его участии, возвели около 40 объектов, сооружений, среди которых банки на Невском проспекте, здания Первого Российского страхового общества, церковь Нотр-Дам де Франс в Ковенском переулке, Государственная типография "Печатный двор", Придворная певческая Капелла, Клинический повивальный институт Д. О. Отта.
К гениальным заслугам Л. Н. Бенуа относят такие работы, как зал заседаний Государственного совета в Мариинском дворце, Троицкий мост, Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости, отделка фойе Эрмитажного театра, а также выставочный корпус Русского музея, ставший последним сооружением мастера и получивший впоследствии его имя.
Младший же сын Николая Леонтьевича, Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. А. Н. Бенуа - художник, историк искусства, художественный критик, декоратор и оформитель спектаклей, основатель и главный идеолог объединения "Мир искусства".
В 1926 году А. Н. Бенуа покинул Родину и жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Александр Николаевич участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева "Ballets Russes" как художник и автор-постановщик спектаклей.
...Из славной династии Бенуа стоит ещё отметить правнука Н. Л. Бенуа — Михаила Константиновича Бенуа (1912—1955) — советского архитектора, одного из авторов проекта станции метро "Балтийская" в Ленинграде, послевоенной застройки Суворовского проспекта и др.
Также его жена Ирина Николаевна Бенуа (1912—2005) — советский архитектор-реставратор, основатель ленинградской школы реставраторов; автор проекта восстановления Старо-Калинкиного моста в XX веке. Представители семьи Бенуа ощущали особую прелесть и непередаваемое очарование Петербурга, своей любовью к городу Петра вдохновляли коллег по цеху на посвящение ему шедевров, в то время как некоторые творческие люди считали столицу Российской империи "казенной и холодной", да и не особо красивой.
Работам художников и архитекторов Бенуа, а также их многочисленным ученикам, присущи изысканный вкус и тонкое чувство меры — именно то, что является самым главным, чтобы понять подлинную красоту и прочувствовать настоящее величие Санкт-Петербурга.
Среди родственников семьи Бенуа есть и Лансере, и Питер Устинов, и Зинаида Серебрякова. И сегодня потомки династии проживают в России.
О других замечательных выходцах из других стран, осевших в России и составивших ее славу, читайте в продолжении.