Неудобное кино. Почему фильм Алексея Балабанова "Война" - лучшее высказывание на тему чеченского конфликта.

Памяти Алексея Октябриновича Балабанова Я начинаю эту статью с очень тяжелым сердцем и давайте я расскажу почему... Почему я так хорошо понимаю фильмы Алексея Октябриновича и знаю, что он снимал не выдумку, а правду, правду про нашу жизнь, которая вместилась в рамки объектива его кинокамеры. Так уж вышло, что я всю свою юность я фактически жил в фильмах Балабанова, но, увы, в реальной жизни. И все, что так или иначе показано в "Брате", "Жмурках" и даже в "Войне" - прошло через мою душу не на экране, а в реальности. Это было мое детство и юность. Поверьте, образы, которые показывает Балабанов не вычурны и фантастичны, они до боли реальны... Я жил в такой атмосфере, я знаю, что такое ходить и ждать выстрела в спину, как многие из его героев. Но это было давно и было в другой вселенной (если вы читаете это, товарищ майор). Касаемо фильма "Война" скажу так, я знал как ветеранов первой чеченской так и бойцов "гелаевского спецназа", а один раз наблюдал уникальную, жизнеутверждающую картину. Так вышло, что ребята с первой чеченской и чеченцы, которые воевали за Джохара Дудаева и Ичкерию, однажды на моих глазах пили водку, и братались под песни Тимура Муцураева. Мне было так интересно смотреть на это, мне немного наливали и желали только одного - не попасть на эту бессмысленную войну. Они решили, что в итоге любая война бессмысленна, потом все равно наступит мир, а людей будет уже не вернуть.

Я запомнил, что "гелаевцы" не носили бород и очень хорошо говорили по русски (без акцентов, "дон"), они не были бородатыми борцами, они учились на медицинском, потом наступила война, а потом судьба привела их не во врачебные кабинеты а в ОПГ... Когда они вместе начали петь песни войны, то я удивился, что наши бойцы так хорошо знают творчество незнакомого мне чеченского барда, а я вслушивался в голоса и всматривался в лица людей, которые плакали обнявшись. Плакать никто не стеснялся. Картина была по истине Ремарковской... Был 2002 год. Конец второй чеченской кампании. В этот год я впервые услышал Тимура Муцураева, которого до сих пор считают экстремистом, и увидел самый гениальный фильм на тему бессмысленности любой войны - "Войну" Алексея Октябриновича Балабанова. Сценарий Алексей начал писать сразу после оглушительного успеха первого Брата в начале 1998 года, когда увидел отрубленные головы молодых "срочников" по телевизору. В 2002 году это неудобное для правительства кино вышло в прокат. Ну а так как в 2002 году времена были в целом свободные и никто не душил правду и не подвергал цензуре все подряд, то кино со скрипом все же вышло. К слову, в 2010 году федеральный суд постановит убрать из фильма песню "Иерусалим", которая играет в начале, как призыв к экстремизму, но это будет потом.

Если вы прошли мимо этого фильма, то позвольте вам рассказать про сюжет... Чеченский полевой командир держит в рабском плену двух наших солдат. С одним из них, который хорошо смыслит в технике, ведет философские разговоры, тем не менее, считая его животным. В определенный момент, в плен попадают семейная пара английских актеров и капитан с контузией. Чеченец со своей бригадой решают послать актера за выкупом в Англию, обещая страшную смерть его жене, если не будет денег. В сопровождение, в качестве акта доброй воли, экстремисты отпускают и двух пленных солдат... Естественно, наше правительство, не соглашается проводить операцию по спасению капитана и пленной актрисы. Ссылаясь на ВВП, главных героев посылают на три буквы, говоря что "переговоров с террористами мы не ведем". Не найдя нужной суммы англичанин вскоре нанимает главного героя - того самого солдата Ивана, в качестве проводника и идет за своей женой незаконно перейдя границу Чечни. Актер, к слову, снимает все на камеру... Ну вот с этого и начинаются реальные до боли приключения наших героев. К слову, все повествование ведется от лица Ивана, который сидит в камере предварительного заключения и рассказывает свою историю без прикрас... И давайте так, если вы смотрели, то вы все знаете мой совет - бегом скачивайте и смотрите незацензуренную версию. В фильме прекрасный актерский состав - Алексей Чадов, Ингеборга Дапкунайте, Эвклид Кюрдзидис, Сергей Бодров, Георгий Гургулия и англичанин Йен Келли. От актеров Алексей, как и всегда, проявив себя тираном и перфекционистом, добился выдающейся, гениальной игры, когда кажется, что ты смотришь не кино, а просто живешь в этой реальности. К слову, в этом фильме чеченцев играли чеченцы, которые воевали на стороне сепаратистов, а солдат играли часто ребята, которые были на войне... В этом весь Балабанов, вся его гениальность, он смог объединить и убедить всех играть самих себя. Как часто и бывает в его фильмах, здесь нет ни плохих ни хороших, а у каждой стороны своя правда.

Так про что это кино, которое ненавидит официальная власть уже на протяжении 20 лет? Ответ прост - каждый кадр, каждый диалог фильма так набивший оскомину правительству - это срез времени, как и всегда у Алексея Балабанова. Фильм про то, что жизнь русского солдата никогда не стоила и копейки. Что не стоила в 2002 году, и что не будет стоить и в 2122 году, когда придумают новый повод напасть на фашистов, которые притесняют русских, ну скажем, на Луне. Возможно, независимая и вольная Луна, откажется дружить с нашей страной и могут отдать приказ о мирной операции по подавлению лунных фашистов, ведь Луна это исконно русская земля. Но это все фантазия... И не связана, как вы понимаете, ни с чем... Я просто учусь быть писателем. Чукча не писатель, чукча упал на клавиатуру головой. Фильм страшен реальностью, как я вам и говорил чуть выше. Все боевые действия показаны с потрясающей реальностью, как это всегда и было у Алексея, консультанты были реальными военными, в числе которых был и Виктор Казанцев, который был тогдашним командующим войск к Чечне. Но самое интересно. что помогал и бывший чеченский капитан Кюри, который в 2002 году работал уже в Российском СОБРЕ, кстати он разрулил одну неприятную ситуацию на съемках, но об этом в другой раз.

Как вам рассказать о том, что будут делать актер английского театра и простой русский солдат во время путешествия по Чечне? Хорошо ли это? С одной стороны - да, с другой - нет. Но как всегда и бывает в фильмах Балабанова, плохих и хороших нет. Надо ли убивать сразу? Да, надо, ведь это война. Здесь нет ни мужчин, нет женщин, нет ничего, кроме того кто прав, а прав на войне тот, кто первым успеет выстрелить, а уж кого - женщину, мужчину или ребенка с автоматом, это неважно. Это и есть война, фильм гениален своей правдоподобностью и на мой взгляд это самый страшный фильм у Балабанова. Алексей филигранно показывает всю мерзость и лицемерство нашего правительства, когда тема касается такой неоднозначной вещи как война. Ну а предательство англичанина, который подставит нашего героя, спасшего всех: и актрису, и своего командира в исполнении Сергея Бодрова, да и самого актера, снимающего все на камеру, говорит о том, что всегда в нашей стране найдется крайний человек, которого удобно судить. Судить, чтобы признать его негодяем и убийцей, даже если он герой, спасший товарищей... И просто человеческие жизни. Русский солдат всегда будет крайним, как он был крайним на Великой Отечественной Войне, после освобождения Берлина отдыхая в лагерях. Так и в наше время, когда любят судить крайних, как на пример Юрия Будаева, обвинённого в убийстве, хотя многие в свое время считали это глупостью и липовыми обвинениями. Таких обвинений, про которые рассказывает фильм "Война", было очень много, обвинений в том, что солдаты просто делали свое дело, но потом политическая повестка менялась и герои становились никому не нужными убийцами и маньяками. Бывших "врагов", естественно, не судили, повестка уже была другой. Как будто и не было голов русских солдат, насажанных на колья, и тысяч пленников, которые умирали в рабстве и собственных испражнениях, в вырытых холодных колодцах. Есть ли в фильме отрицательные персонажи? Кто они? Чеченский командир? Солдат и актер? Пастух взятый в заложники? Кто? У Балабанова нет плохих и нет хороших, у каждого своя правда! Правда есть у русского солдата, который бьется за своего командира и справедливость, у чеченского полевого амира, который бьется за свою любимую землю, окропленную кровью, у актера, который по своему бездушию предает того, кто его спас... У каждого из героев своя правда. В фильмах Алексея Октябриновича никогда не было абсолютного добра и зла, был просто срез времени и в фильме "Война" это срез начла 2000, когда в нашей стране началось новая эпоха. А плохая она или хорошая? Чтож, у каждого опять будет своя правда...

-6

PS: Просто посмотрите это неудобное, правдивое и абсолютно гениальное кино, ведь оно того стоит. Наверное, это самый лучший фильм начала нулевых!

Сундук Сэма | Обзоры на ужасы и хорроры и не толькоКанал приостановил свою работу. Посты остаются в канале как в архиве. Приятного чтения.
7,3K подписчиков