Жизнь и творчество живописца Ивана Константиновича Айвазовского. Часть 1.

475 прочитали

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии.

Автопортрет. 1874
Холст, масло. 74 × 58 см
Уффици, Флоренция
Автопортрет. 1874 Холст, масло. 74 × 58 см Уффици, Флоренция

Детские годы художника протекли в тяжёлых материальных условиях. Склонность к рисованию проявилась у мальчика рано. Это были изображения случайных прохожих, окрестных видов и главным образом рисунки кораблей и видов моря. За этим занятием его застал городской архитектор, заинтересовавшийся способностью юного художника. С этого момента судьба Айвазовского резко меняется. В 1830 году его определяют в Симферопольскую гимназию, а в 1833 году - в Петербургскую Академию художеств. В новой обстановке дарование Айвазовского быстро развивается.

Айвазовский И.К. Старая Феодосия, 1839   Холст, масло, 46,7×66,1, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Айвазовский И.К. Старая Феодосия, 1839 Холст, масло, 46,7×66,1, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Огромное влияние на развитие молодого Айвазовского имело знакомство с К.П.Брюлловым. На академической выставке 1836 года Айвазовский встретился с А.С.Пушкиным, который распрашивал молодого художника о его картинах. Образ гениального поэта на всю жизнь запечатлелся в душе Айвазовского.

У Айвазовского было много общего с Брюлловым: в верности глаза, легкости воплощения, в эмоциональности их темперамента. Их творческие склонности были близки, это привлекало начинающего художника к великому мастеру. Глубокое впечатление произвела на него картина "Последний день Помпеи". Тема борьбы человека со стихией, мужественного поведения человека в труднейших испытаниях, поиски величественной красоты в природе - черты общие для обоих художников. Занятия в пейзажном классе М.Н.Воробьева помогли художнику усвоить необходимые технические навыки.

Айвазовский И.К. Морской пролив с маяком, 1841 Холст, масло, 48,5×60, Государственный Русский музей
Айвазовский И.К. Морской пролив с маяком, 1841 Холст, масло, 48,5×60, Государственный Русский музей

Критика отметила быстрый рост начинающего художника. На выставках Айвазовский получает золотые медали и в виде исключения ему сокращают курс академического обучения на два года, с тем чтобы это время было использовано художником для работы на родине. Ему было поручено написать виды приморских городов. Среди привезенных Айвазовским из Крыма картин особенно примечательна 'Керчь".

Айвазовский И.К. Одесса, 1840. Холст, масло,	52×52 см. Государственный музей А.С.Пушкина
Айвазовский И.К. Одесса, 1840. Холст, масло, 52×52 см. Государственный музей А.С.Пушкина

Айвазовский И.К. Керчь, 1839. Холст, масло, 51×71 Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Айвазовский И.К. Керчь, 1839. Холст, масло, 51×71 Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Город показан при закате солнца. Н.С.Барсамов считает, что напряженный изумрудный цвет моря и воздуха предвосхищяет те картины закатов и восходов солнца на море, какие потом всю жизнь не уставал писать Айвазовский. Он берет самые яркие краски палитры, окружает их сгущенными тонами, повышая тем самым звучание золотистых тонов заходящего солнца. Ему, выросшему на юге, хочется передать на холсте более красочную природу, чем это делали его предшественники. Он хочет усилить живописный эффект, изобразить природу не в обычном освещении, а при восходе или закате солнца, когда краски ярче и разнообразнее и тоновые отношения более контрастны.

В 1840 году Айвазовский едет в командировку от Академии в Италию, в Рим, где изучает работы мастеров прошлого, пишет с натуры и создаёт по памяти ряд композиций, имевших на выставках особенно большой успех. Одна из картин - "Хаос".

Айвазовский И.К. 
Сотворение мира. Хаос .1841 Холст, масло 106×75 Монастырь Санта-Ладзаро дельи Армени
Айвазовский И.К. Сотворение мира. Хаос .1841 Холст, масло 106×75 Монастырь Санта-Ладзаро дельи Армени

Художник вскоре становится самым популярным художником в Риме. Английский маринист Тернер посвящает ему стихотворение, где называет его гением. В 1843 году Айвазовский едет с выставкой своих картин по Европе: Рим, Париж, Лондон, Амстердам. В Амстердаме Академия художеств присуждает молодому художнику звание академика.

Айвазовский И.К.Побережье в Амальфи , 1841 Холст, масло, 71×105. Государственный Русский музей
Айвазовский И.К.Побережье в Амальфи , 1841 Холст, масло, 71×105. Государственный Русский музей

Иордан писал из Парижа:

"Даже самонадеянный Париж восхищался его картинами, одна из которых, восход или закат солнца, была написана до того живо и верно, что французы сомневались, нет ли за картиной свечи или лампы"
Айвазовский И.К. Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий .начало 1840-х Картон, масло, 26,8×20 Государственный Русский музей
Айвазовский И.К. Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий .начало 1840-х Картон, масло, 26,8×20 Государственный Русский музей

По возвращению в Петербург Айвазовский получил звание академика и звание "живописца Главного морского штаба".

Весной 1845 года художник уезжает в Феодосию. Он, почувствовав неодолимое влечение к югу, пишет:

"Это чувство или привычка - моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге... но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине - меня тянет в Крым, к Черному морю".

На самом краю Феодосии, на берегу моря Айвазовский в 1845 году построил дом-мастерскую.

В Феодосии жизнь мастера текла ровно и спокойно. Ежегодно Айвазовский выезжал с выставкой своих картин в Петербург и другие города России, иногда за границу.

Айвазовский И.К. Галатская башня в лунном свете, 1845 Холст, масло, 52×80 Частное собрание
Айвазовский И.К. Галатская башня в лунном свете, 1845 Холст, масло, 52×80 Частное собрание

С представлением о живописи Айвазовского обычно связаны бушующие массы воды, покрытые пеной, разбитые волнами корабли и группы моряков, цепляющихся за обломки и взывающих о помощи. Чтобы написать подобные картины, надо иметь богатое воображение и пылкую фантазию, обладать живописным мастерством, чтобы передать возникшие в воображении образы быстро, как бы импровизируя. Такой метод работы позволил ему даже в глубокой старости написать замечательную картину "Среди волн", 1898.

Айвазовский И.К.Среди волн , 1898 Холст, масло, 285×429 см Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Айвазовский И.К.Среди волн , 1898 Холст, масло, 285×429 см Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Глядя на картину, поражаешься силе достигнутого эффекта. Едва заметный луч света, пробивается сквозь тучи, пронизывает бушующее море и, рассыпаясь радугой, тонет в глубине вод, придавая им прозрачность. Грубый холст едва протерт краской. Это создаёт впечатление поразительной легкости исполнения, придает прозрачность красочному слою. На гребнях волн с брызгами пены положены более густые мазки. Н.С.Барсамов считает, что этот прием при тонко разработанных цветовых и тональных отношениях позволял мастеру в картине прозрачность воды довести до иллюзии. Айвазовский любил этот эффект и без него не мыслил построения ни одной картины.

Картина "Среди волн", несмотря на значительные размеры, была написана с поразительной легкостью. Перед картиной был устроен помост, так как до края холста невозможно было достать кистью. Несмотря на чисто технические затруднения в работе, художник создал картину в десять дней. Если к этому прибавить, что писал её восьмидесятилетний старик, то станет очевидной изумительная творческая бодрость этого мастера. Эта картина очень показательна для раскрытия оптимистического мироощущения Айвазовского. В картине нет ничего, кроме громады волн и узенькой полоски грозового неба над ним. Но все полотно по диагонали пересекает луч света, вносящий струю бодрости и надежды.

Источник: биографический очерк Н.С.Барсамова "И.К.Айвазовский".

🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.