Найти тему
Слово Истины

Библейский взгляд на применение церковной дисциплины

Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5:1–8).

Находясь в Ефесе, апостол Павел получил два сообщения о серьезных проблемах в коринфской церкви. Первое сообщение касалось беспорядков и разделений: «Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов"» (1 Кор. 1:11–12). Второе сообщение говорило о блудодеянии: «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего» (1 Кор. 5:1). Как мирское мышление побуждало коринфян ссориться и соперничать друг с другом, разделяться на фракции из-за приверженности знаменитым проповедникам, так же мирское мышление способствовало снижению их моральных стандартов. Мир смотрел на блуд сквозь пальцы, и церковь стала более снисходительной к грехам подобного рода.

Конечно, блуд был проблемой в Коринфе, но проблемой меньшей. Гораздо большим злом являлось отсутствие правильной реакции церкви на вопиющую безнравственность в ее рядах. А как церкви следовало реагировать на блуд? Господь Иисус учил этому с предельной ясностью. Вспомним Его известные слова.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15–17).

Вот как христианская община должна реагировать на грех в своих рядах. Понять сказанное здесь Христом несложно, исполнить гораздо сложнее. Отсутствие библейской реакции на упорство в грехе своих членов – большая проблема современных христианских общин. В наши дни применение церковной дисциплины все чаще и чаще объявляется несовместимым с христианской любовью, считается проявлением мстительности, злобы, непрощения и авторитарного, диктаторского подхода. В результате стираются грани между миром и церковью: люди, называющие себя христианами, живут так же, как и неверующие; свет гаснет, соль теряет силу; христианство растворяется в мире и сливается с ним.

Если одни общины вовсе не применяют церковную дисциплину, то другие применяют с различными ошибками.

Первая ошибка – избирательный подход. Церковная дисциплина вроде бы применятся в общине, но не без исключений. Друзья, родственники, богатые покровители, люди, которым симпатизирует руководство церкви, оказываются вне зоны ее применения.

Вторая ошибка – формальный подход. За упорство в грехе человека объявляют отлученным от церкви, но на практике это не более чем формальность. Отлученный живет полноценной церковной жизнью: посещает христианские собрания, ходит с верующими на футбол, рыбалку, праздники.

Третья ошибка – моралистический подход. Когда человек начинает вести аморальный образ жизни, к нему применятся церковная дисциплина. Во всех остальных случаях этого не происходит. Если кто-либо не пьет, не прелюбодействует, не употребляет наркотики, не сквернословит, но придерживается еретических взглядов (например, отрицает божественность Святого Духа) либо сеет разделения в церкви, клевещет, распространяет сплетни и слухи, то такого человека не дисциплинируют. Узнав, что кого-то отлучили за грех против единства церкви, сторонник моралистического подхода может сказать: «Я не понимаю, за что отлучили человека, который жене не изменяет, не пьет и ведет здоровый образ жизни». Для моралистов грех связан лишь с нарушением нравственных законов. Ересь и разделения они грехом не считают. Как-то раз мне сказали: «И зачем вообще нужно вероучение, если из-за него церковь лишается таких добрых и хороших людей».

Правильное, библейское применение церковной дисциплины несет христианской общине обилие Божьих благословений. Во-первых, утверждается благочестие в церкви. Грех блокируется, упорствующий в нем удаляется из церкви. Таким образом, влияние нечестия не заражает общину. Во-вторых, защищается вероучение церкви. Истина Писания сохраняется. В-третьих, укрепляется единство церкви. Раскольники, не успев завершить свое злое дело, выявляются и удаляются. В-четвертых, и это может показаться удивительным, создаются условия для количественного роста церкви. Истинно верующие, любящие святость, станут стремиться в такую общину. Когда Господь по Своей суверенной воле станет спасать людей, то Он будет рад видеть их в чистой, истинной, единой церкви.

Если применение церковной дисциплины настолько значимо, в таком случае необходимо всегда помнить, как она должна работать.

I. Основания для применения церковной дисциплины

Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело (1 Кор. 5:1–2).

В этих стихах есть два основания.

1. Грех очевиден

Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего (1 Кор. 5:1)

Апостол Павел получил достоверную информацию о том, что в коринфской церкви имеет место блудодеяние, то есть сексуальная связь вне брака. Кто-то из членов церкви находился в аморальных отношениях с женой своего отца. Греческий текст подчеркивает, что речь идет не об отдельном случае блуда, а о сожительстве, длительном обладании. Жена отца могла быть моложе своего супруга и по возрасту больше подходить сыну. Возможно, сын увел жену у отца, либо отец умер. Так как Павел предлагает наказать только мужчину, из этого следует, что женщина вообще не принадлежала церкви, была неверующей.

Сожительство пасынка с мачехой считалось невероятным развращением даже по меркам нечестивых язычников Коринфа. Нет ни малейших сомнений в том, что данное деяние греховно.

Ветхий Завет запрещал сожительство с мачехой.

Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего (Лев. 18:8).

Христианам не разрешается блудить.

Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7:2).

Брак с неверующими также недопустим. Через несколько месяцев Павел напишет коринфянам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14). Христиане должны быть светом благочестия и истины для мира (Мф. 5:14–16).

Грех, о котором Павел пишет, очевиден. Это не спорный вопрос, не сложный. Человек живет с мачехой, нарушает запрет Ветхого Завета. Христианин совершает блудодеяние, он сожительствует с неверующей женщиной, с которой ему даже в брак вступать нельзя. Христианин своей безнравственностью шокирует язычников, вместо того чтобы являть пример новой жизни в Господе. К тому же, у Павла не было сомнений в том, что информация о блудодеянии в церкви исходит из верных, надежных источников.

Церковная дисциплина может применяться только тогда, когда деяние человека явно определяется Писанием как греховное. Например, в некоторых евангельских общинах нашей страны женщин отлучают от церкви за использование косметики или ношение украшений: колец, серег и браслетов. В 70–80 годы XX века отлучали тех, кто имел дома телевизор. Библия не называет это грехом, значит, и церковь не должна наказывать своих членов за подобные действия. Но для применения церковной дисциплины недостаточно лишь определить деяние человека как греховное, но и факт совершения им этого греха не должен вызывать сомнений. Например, жена-христианка беседует с пастором и говорит: «Я считаю, что моего мужа следует обличать в грехе». «Почему?» – спросил пастор. «Мне кажется, он мне изменяет», – ответила женщина. Пастор решил уточнить: «У вас есть неопровержимые доказательства?» «Доказательств нет, но моя интуиция мне подсказывает, а она меня обычно не подводит». Для применения церковной дисциплины интуиции недостаточно. Нужны неоспоримые свидетельства. Здоровая христианская община не должна наказывать своих членов по каким-то странным, не обоснованным Библией причинам, не должна создавать в своих рядах атмосферу подозрительности и мелочности в обличении.

2. Грех терпим

И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело (1 Кор. 5:2).

Даже если факт совершения греха точно установлен на основании Писания, этого еще недостаточно для отлучения от церкви. Столь крайняя форма церковного взыскания применяется лишь тогда, когда человек терпим к греху, упорствует в нем и не желает его оставить.

Именно такую ситуацию из жизни коринфской общины рассматривает апостол Павел. «И вы возгордились» – вот какой оказалась реакция церкви. Греческое слово, переведенное как «возгордились», происходит от фусиоо, означающего «надуваться, раздуваться, пыжиться». Этим термином обозначали надменность и наглость.

И сам блудник, и его окружение в общине как будто совершенно не стыдились нечестия, вели себя гордо, нагло и высокомерно. Как же они могли объяснять все это? Как сочетали столь отвратительную безнравственность с церковной жизнью?

Мы знаем, что коринфяне очень легкомысленно относились к сексуальным грехам. Они считали, что удовлетворение половых потребностей человека не может быть греховным. Оно является таким же естественным, как и утоление голода.

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6:13).

Коринфяне были уверены, что, как пища создана для желудка, а желудок для пищи, так и тело человека создано для удовлетворения сексуальных потребностей различными способами. Наиболее распространенной в их культуре была связь с блудницами.

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть (1 Кор. 6:16).

Ветхозаветный запрет на половую связь с женой отца можно было обойти, ссылаясь на свободу во Христе, назвать его устаревшим законническим стандартом. Злоупотребление коринфян своей христианской свободой, описанное в 8-й главе данного послания, могло распространяться настолько далеко, что они могли мыслить следующим образом: «Нам не нужны устаревшие моральные нормы. Мы свободные, современные христиане! В сексуальной сфере не может быть какого-либо греха. Мы с легкостью можем удовлетворять свои физические потребности».

«…Вместо того, чтобы лучше плакать…». Пенфео («плакать») – «рыдать, выражать горе, сильно скорбеть, как будто по умершему». Когда блудник в церкви на высоком счету, когда грех терпим, это время для покаяния, для плача, скорби. Гордость, надменность особо неуместна.

«…Дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело». «Изъят», то есть удален, убран, извергнут. Когда грех очевиден и продолжителен, нет сожаления, нет покаяния, тогда отлучение от церкви уместно. Упорствующий в непослушании Богу должен быть удален из церковного общения. Если бы блудник из коринфской общины раскаялся, оставил свою мачеху, Павел не стал бы требовать его удаления из церковного собрания.

Одинокая христианка средних лет вернулась из курортного городка, где провела отпуск. В беседе со служителем церкви она призналась, что встретила на отдыхе одноклассника, друга детства, и впала с ним в блуд. Теперь она глубоко раскаивается и навсегда разрывает с ним отношения. Служитель все выслушал, а затем инициировал отлучение от церкви этой женщины. Это неправильное применение церковного наказания, потому что христианка не терпела греха постоянно, не упорствовала в нем.

Последний шаг церковной дисциплины – это крайняя мера, и применяется она лишь тогда, когда грех очевиден и терпим.

II. Цели применения церковной дисциплины

А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5:3–8).

Для чего применяется церковная дисциплина? Какова ее цель?

Первая цель – наказание упорствующего в грехе

А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5:3–5).

Остановимся на каждом из этих стихов.

А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело… (1 Кор. 5:3).

Этими словами Павел обличает коринфских верующих в безразличном отношении к чистоте их общины. Даже отсутствуя телом, находясь в Ефесе, Павел проявлял больше заботы о коринфской церкви, чем местные христиане.

…В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа… (1 Кор. 5:4).

Именно когда церковь соберется вместе, она должна будет согласиться с решением апостола и отлучить блудника. Интересное наблюдение относительно 4-го стиха делает Жан Кальвин: «Следует отметить, что Павел, хотя и был апостолом, не приговаривал к отлучению в одиночку и по своей прихоти. Он совещается с церковью, дабы решение опиралось на общий авторитет». Говоря: «…во имя Господа нашего Иисуса Христа…», Павел подчеркивает, что применение церковной дисциплины полностью согласуется с учением Христа и Его небесной волей. Существует такая категория людей, которые при исключении их из церковного собрания, заявляют: «Отлучайте сколько угодно, от Христа вы меня никогда не отлучите». Этими словами они выражают популярное мнение, согласно которому церковная дисциплина – это не более чем человеческое установление, с которым Господь согласиться не может. Но это не так. Изложив заповедь о церковной дисциплине (Мф. 18:15–19), Христос ободряет нас: «...ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Когда несколько человек обличают упорствующего в грехе члена церкви, это деяние настолько угодно Господу, что словами «Я посреди них» Он выражает Свою поддержку, полное согласие и одобрение их заботы о чистоте общины.…Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5:5).

В этом стихе в полной мере раскрывается первая цель наказания члена общины, упорствующего в грехе. Коринфской церкви следовало единодушно согласиться с решением Павла, который определил упрямствующего в грехе блудника «…предать сатане во измождение плоти…». Парадидоми («предавать») – «отдавать, сдавать в правовом юридическом смысле». В связке со следующими словами «…сатане во измождение плоти…» это похоже на приговор, крайнее осуждение, знаменующее полный разрыв отношений. Олефрос («измождение») – «гибель, разрушение». Этим словом часто обозначали уничтожение и смерть, связанные с Божьим судом над грешниками. Существительное с этим же корнем Павел использует в 10-й главе: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор. 10:10). В этом стихе данное слово переведено как «истребителя». Здесь Павел напоминает о восстании Корея и его сторонников против Моисея, которые были убиты Богом. Одни провалились под землю: «…и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Числ. 16:33). Другие были сожжены: «И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Числ. 16:35).

Цель предания сатане состоит в разрушительном воздействии на плоть. Здоровое тело являлось главным инструментом для деяний блудника. Теперь оно должно быть разрушено, чтобы обольщающая сила греха потеряла для него всякую привлекательность.

«Предать сатане» – означает вывести человека из христианского сообщества, отлучить от церкви. Что непременно связано с его выходом из-под защиты Бога и попаданием во власть сатаны. Заметьте, эта власть касается только тела отлученного. Над его духом лукавый не властен. Нечто подобное произошло с Иовом: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2:6). Сатана лишил Иова детей, имущества, доброго имени и здоровья. Но к его душе прикоснуться не смел, потому что Бог хранит Своих.

Сатана начнет мучать отлученного от церкви, доставлять ему различные страдания. Жизнь отлученного не будет счастливой и благословенной. В своих физических и эмоциональных терзаниях он не получит никакого утешения от Святого Духа, пока полностью не раскается и не оставит свой грех. Понимая это, мы не должны пытаться облегчить страдания упорствующего в грехе, ободрять его материальной помощью или дружескими отношениями, потому что, чем больше сатана станет истязать отлученного, тем ближе будет его покаяние.

«…Чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5б). Как бы ни страдал отлученный от церкви человек, какие бы беды его ни постигали, будь то болезнь или смерть, в конечном итоге все это направлено к его же пользе, к тому, чтобы после физических страданий духовно он был спасен, то есть находился в числе тех, кто в день возвращения Господа окажется принадлежащим Ему. Физическое наказание верующих способствует их пользе.

От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:30–32).


Чтобы не осуждать непокорных верующих на вечные муки вместе с греховным миром, Бог наказывает их на земле болезнью и смертью. Конечно, не стоит думать, будто все беды и болезни христианина являются Божьим наказанием за грех, но в случае с отлученными это именно так.

Церковное наказание может быть и обучающим для непокорных. И в данном случае оно также чрезвычайно полезно. Вспомните сказанное Павлом в конце 1-й главы Первого послания к Тимофею: «…таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1:20).

По-человечески нам может быть очень жаль отлученных. Но мысль о том, что церковное наказание принесет им пользу, то есть научит не богохульствовать, поспособствует покаянию, должна утешать нас. Несколько лет назад один из отлученных от церкви сначала очень сильно злословил пресвитеров, затем заболел раком. Он пожелал встретиться со служителями, попросил прощения за все и умер. Вы спросите: «А как объяснить то, что не все отлученные страдают, болеют и умирают? Некоторые живут долго и внешне успешно». Если церковная дисциплина применена верно, по-библейски, здесь может быть два объяснения. Первое : Бог долготерпелив, Он откладывает Свое земное наказание. Второе объяснение: отлученный не был спасен.

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:8).

К неверующим (незаконным детям) Господь не применяет воспитывающего наказания.

Вторая цель – очищение христианской общины

Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5:6–8).

Терпя блудника в своих рядах, коринфяне не осознавали, насколько он плохо влияет на всю общину. Они не понимали, что терпимость к нечестию одного человека подобна гангрене, которая распространяется на здоровые ткани духовного тела – церкви. Поэтому Павел и говорит о необходимости очищения христианкой общины от греховного влияния в своей среде.

Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1 Кор. 5:6).

Закваску, как дрожжи, добавляют в тесто для того, чтобы оно поднялось. В Писании закваской чаще всего называют незаметно распространяющееся злое влияние. Господь предупреждал учеников: «…берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1). Показная праведность, лицемерие, законничество – это злое влияние фарисеев, оно вполне могло захватить и последователей Христа. В Евангелии от Марка сказано: «…берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк. 8:15). «Закваска Иродова» – это влияние развращенного, нечестивого поведения.

Когда влияние блудодеяния одного члена коринфской церкви распространяется на всю общину так же, как немного закваски приводит в брожение все тесто, тогда хвалиться совершенно нечем.

Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5:7).

При выходе из Египта Бог повелел евреям убрать из дома закваску, которая символизировала образ жизни в рабстве под влиянием нечестивого языческого окружения. С тех пор в преддверии праздника Пасхи евреи тщательно осматривали свои жилища со светильниками в руках, чтобы не оставить и нескольких граммов закваски.

Говоря: «…очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом…», Павел призывает отлучить блудника и вообще следить за тем, чтобы все греховное и нечестивое не имело места в их новой жизни со Христом.

«…Так как вы бесквасны…», то есть очищены Богом от закваски греха через искупление Иисуса. В связи с тем, что коринфяне получили прощение грехов, им больше не следует терпеть грех в своей жизни и в своей церкви.

«…Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». В Египте кровь пасхального агнца защитила евреев от ангела-губителя. Этот агнец символически указывал на Христа, Который умер за церковь, понес на себе наши грехи и избавил от вечной погибели.

Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5:8).

Имея высочайшую привилегию – спасение через жертву Христа, мы можем праздновать наше искупление, удалив все греховное из церкви: «порок» (имеются в виду греховные намерения) и «лукавство» (претворение в жизнь злых намерений). Под «празднованием» следует понимать регулярное совершение Вечери Господней, о которой Павел будет говорить в 10-й и 11-й главах. В этом случае апостол подразумевает невозможность допуска блудника к Вечере. Либо под «празднованием» можно понимать всю христианскую жизнь (включая вечерю), в которой не должно быть места греху и духовной близости с отступниками.

«…С опресноками чистоты и истины». «Опреснок» – хлеб без закваски, символ жизни без терпимости к греху в церкви, жизни в «чистоте и истине». Цель церковной дисциплины не только в наказании отступника, но и в очищении христианской общины. Когда упорствующие в грехе не удаляются через отлучение из церковного собрания, их негативное влияние (закваска) заражает одного за другим члена поместной общины.

За годы, проведенные в церкви, мы видели и блудников, втягивающих в свое нечестие молодых христианок одну за другой, видели и мошенников, которые, пользуясь добротой верующих, занимали различные суммы денег и не отдавали их, видели и клеветников, которые безосновательно обвиняли самых благочестивых и верных Писанию служителей. Представьте, что было бы с общиной, если бы все они остались среди нас, если бы их вовремя не выявили и не отлучили за нежелание оставить грех? Ответ очевиден: их злое, нечестивое влияние отравляло бы все новые и новые души. В результате церковь уподобилась бы коринфской или стала еще хуже.

Если вы знаете, что кто-то из ваших друзей, родственников в нашей общине живет в грехе, не оставайтесь равнодушным, не говорите, что это не ваше дело, не проходите мимо, не покрывайте их непокорный образ жизни молчанием, не бойтесь людей. Обличайте их и, если они не раскаиваются, следуйте заповеди Господа о церковной дисциплине (Мф. 18:15–17).

Библейское применение церковной дисциплины несет христианской общине множество благословений: защищает от греха, ереси и разделений, создает условия для количественного роста церкви.

Чтобы радоваться всем этим благословениям, во-первых, необходимо применять церковную дисциплину на правильных основаниях: когда грех очевиден (деяние человека явно определяется Библией как грех и факт его совершения доказан), а также когда грех терпим (речь идет не о согрешении и покаянии, а об упорстве в непослушании Богу). Во-вторых, применяя церковную дисциплину, необходимо преследовать правильные цели. Первая цель – наказание упорствующего в грехе. Данное наказание направлено к его же благу и должно содействовать его покаянию. Вторая цель – очищение церкви, защита общины от опасного влияния отступника.

Нужно твердо держаться библейского учения о церковной дисциплине, понимая, что в наше последнее время это делать будет все труднее и труднее.