8,1K подписчиков

Буря в стакане из-за изменений в кодификаторе

290 прочитали
Обсуждение изменений в кодификаторе ведётся активно уже несколько недель и очень напоминает истерию.

Обсуждение изменений в кодификаторе ведётся активно уже несколько недель и очень напоминает истерию. Я могу понять причины негативных отзывов на эти закономерные изменения со стороны блогеров-репетиторов. Им нужно оправдать своё существование и повышение цены на оказываемые ими услуги в новом учебном году.

Но мне грустно наблюдать как повышается тревожность у моих коллег, выпускников 2024 года и их родителей.

О том, что меняются школьные стандарты каждый, работающий в школе учитель, знал с 2021 года. Кодификатор должен соответствовать тем элементам содержания, которые есть в изменённых Программах. Что в этом плохого?

Уже почти десять лет мы слышим, что на уроках нужно "проходить" программу, а не учебник.

Представители ФИПИ в своих выступлениях неоднократно подчёркивали, что экзаменационные задания должны стать практикоориентированными. Для нашего предмета - это означает связь с современной жизнью и новейшей историей нашей страны.

Но если выпускники 2021 года с ужасом в глазах рассказывали, что на ЕГЭ по обществознанию у них были вопросы по истории, то теперь в проекте кодификатора 2024 года эти "страшные вопросы" прописаны. Например:

Духовные ценности российского общества.
Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества.
Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.

Ранее только в методических рекомендациях ФИПИ мы читали следующие советы:

Рисунок 1.  цитата из "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ"
Рисунок 1. цитата из "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ"

Но так как в кодификаторе эти вопросы не были зафиксированы, то не все выпускники 2022 и 2023 годов были готовы к приведению примеров с опорой на курс новейшей истории России.

Что плохого в том, что кодификатор ЕГЭ 2024 изменился и стал понятнее? Теперь мы видим не только название тем или разделов программы, но и узкие вопросы, которые требуют особой детальной подготовки и проработки.

Предлагаю спокойно проанализировать изменения в кодификаторе и разобраться насколько они расходятся с утверждёнными Программами по обществознанию.

Перед Вами таблица в которой сведены темы кодификаторов за последние три года. Темы 2024 года (на которые ФИПИ советует обратить особое внимание) подчёркнуты.

Не стоит паниковать, ведь многие вопросы мы и раньше изучали, например, вопрос контркультура разбирался наряду с молодёжной субкультурой и ранее входил в 1.10. Формы и разновидности культуры (формулировка в кодификаторах до 2022 года).

Меня беспокоят только те темы, которые выпали из перечня, например, тема 2.8. Ценные бумаги (формулировка в кодификаторах до 2022 года). Планирую её разбирать в теме 2.10. Финансовый рынок (в нумерации 2024 года).

Даже пугающе сформулированные вопросы, например:

Денежные агрегаты.

Ранее изучались в основной школе (в 8-ом классе) в теме "Деньги и их функции".

Мы должны соответствовать времени. Обществознание - это пропедевтический курс для вузовских наук (философия, экономика, социология, политология, право), поэтому и научная терминология должна использоваться уже в школе!

Цифровизация экономики Российской Федерации.

Согласна, что Вы можете вслед за воинствующими пессимистами повторять как мантру, что этой темы нет в учебниках. Но современные школьники должны знать о содержании Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и о работе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Если Вам трудно самим собрать информацию для своих учеников - пишите! Всегда готова помочь и поделиться наработками и материалами.

Знать состояние современного общества и уметь приводить примеры ребята должны были и до изменений в кодификаторе. Для меня важно, что теперь я могу заранее подготовить и вовремя сориентировать своих выпускников.

Если Вы готовите к ЕГЭ уже не первый год и проходили предмет не по учебнику, а в соответствии с Программой курса и ориентируясь на методические рекомендации ФИПИ, то ничего удивительного и абсолютно нового не встретили.

Да! Появился пункт 4.7. Государственное управление в РФ... Но разве ранее на основе учебников и Конституции РФ мы об этом детям не говорили?

В правовом блоке отдельно выделены:

5.14. Уголовное право
5.16. Административный процесс
5.18. Конституционное и Арбитражное судопроизводство

Этому обстоятельству я даже рада, так как формулировка прошлых лет 5.14.Споры, порядок их рассмотрения (формулировка в кодификаторах до 2022 года) не раскрывала какие именно процессы должен был знать выпускник.

И только те учащиеся у кого был отдельный предмет "Право" или "Правовая культура" имели исчерпывающие знания по этому вопросу.

Для меня важно, что кодификатор теперь полностью соответствует Федеральной образовательной программе (ФОП СОО).
Правда темы даны в несколько ином порядке.
Рисунок 21. цитата из "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ"
Рисунок 21. цитата из "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ"
О введении "золотого" стандарта и о создании "единого" учебника по истории и обществознанию говорят уже много лет.

В школы уже начинают поступать новые учебники, соответствующие ФОП. Нам нужно пережить переходный период.

Готовы обсудить? Есть вопросы по конкретным темам? Пишите в комментариях. Всегда готова помочь)

Обсуждение изменений в кодификаторе ведётся активно уже несколько недель и очень напоминает истерию.-9