Обсуждение изменений в кодификаторе ведётся активно уже несколько недель и очень напоминает истерию. Я могу понять причины негативных отзывов на эти закономерные изменения со стороны блогеров-репетиторов. Им нужно оправдать своё существование и повышение цены на оказываемые ими услуги в новом учебном году.
Но мне грустно наблюдать как повышается тревожность у моих коллег, выпускников 2024 года и их родителей.
О том, что меняются школьные стандарты каждый, работающий в школе учитель, знал с 2021 года. Кодификатор должен соответствовать тем элементам содержания, которые есть в изменённых Программах. Что в этом плохого?
Уже почти десять лет мы слышим, что на уроках нужно "проходить" программу, а не учебник.
Представители ФИПИ в своих выступлениях неоднократно подчёркивали, что экзаменационные задания должны стать практикоориентированными. Для нашего предмета - это означает связь с современной жизнью и новейшей историей нашей страны.
Но если выпускники 2021 года с ужасом в глазах рассказывали, что на ЕГЭ по обществознанию у них были вопросы по истории, то теперь в проекте кодификатора 2024 года эти "страшные вопросы" прописаны. Например:
Духовные ценности российского общества.
Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества.
Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Ранее только в методических рекомендациях ФИПИ мы читали следующие советы:
Но так как в кодификаторе эти вопросы не были зафиксированы, то не все выпускники 2022 и 2023 годов были готовы к приведению примеров с опорой на курс новейшей истории России.
Что плохого в том, что кодификатор ЕГЭ 2024 изменился и стал понятнее? Теперь мы видим не только название тем или разделов программы, но и узкие вопросы, которые требуют особой детальной подготовки и проработки.
Предлагаю спокойно проанализировать изменения в кодификаторе и разобраться насколько они расходятся с утверждёнными Программами по обществознанию.
Перед Вами таблица в которой сведены темы кодификаторов за последние три года. Темы 2024 года (на которые ФИПИ советует обратить особое внимание) подчёркнуты.
Не стоит паниковать, ведь многие вопросы мы и раньше изучали, например, вопрос контркультура разбирался наряду с молодёжной субкультурой и ранее входил в 1.10. Формы и разновидности культуры (формулировка в кодификаторах до 2022 года).
Меня беспокоят только те темы, которые выпали из перечня, например, тема 2.8. Ценные бумаги (формулировка в кодификаторах до 2022 года). Планирую её разбирать в теме 2.10. Финансовый рынок (в нумерации 2024 года).
Даже пугающе сформулированные вопросы, например:
Денежные агрегаты.
Ранее изучались в основной школе (в 8-ом классе) в теме "Деньги и их функции".
Мы должны соответствовать времени. Обществознание - это пропедевтический курс для вузовских наук (философия, экономика, социология, политология, право), поэтому и научная терминология должна использоваться уже в школе!
Цифровизация экономики Российской Федерации.
Согласна, что Вы можете вслед за воинствующими пессимистами повторять как мантру, что этой темы нет в учебниках. Но современные школьники должны знать о содержании Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и о работе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Если Вам трудно самим собрать информацию для своих учеников - пишите! Всегда готова помочь и поделиться наработками и материалами.
Знать состояние современного общества и уметь приводить примеры ребята должны были и до изменений в кодификаторе. Для меня важно, что теперь я могу заранее подготовить и вовремя сориентировать своих выпускников.
Если Вы готовите к ЕГЭ уже не первый год и проходили предмет не по учебнику, а в соответствии с Программой курса и ориентируясь на методические рекомендации ФИПИ, то ничего удивительного и абсолютно нового не встретили.
Да! Появился пункт 4.7. Государственное управление в РФ... Но разве ранее на основе учебников и Конституции РФ мы об этом детям не говорили?
В правовом блоке отдельно выделены:
5.14. Уголовное право
5.16. Административный процесс
5.18. Конституционное и Арбитражное судопроизводство
Этому обстоятельству я даже рада, так как формулировка прошлых лет 5.14.Споры, порядок их рассмотрения (формулировка в кодификаторах до 2022 года) не раскрывала какие именно процессы должен был знать выпускник.
И только те учащиеся у кого был отдельный предмет "Право" или "Правовая культура" имели исчерпывающие знания по этому вопросу.
Для меня важно, что кодификатор теперь полностью соответствует Федеральной образовательной программе (ФОП СОО).
Правда темы даны в несколько ином порядке.
О введении "золотого" стандарта и о создании "единого" учебника по истории и обществознанию говорят уже много лет.
В школы уже начинают поступать новые учебники, соответствующие ФОП. Нам нужно пережить переходный период.
Готовы обсудить? Есть вопросы по конкретным темам? Пишите в комментариях. Всегда готова помочь)