С древнейших времён человек привык получать информацию при помощи образов и символов. В процессе своего развития, человечество приобрело мощнейшее оружие - язык и письменность, которое до сих пор позволяет нам не только сохранять культурный, интеллектуальный опыт и делиться им с другими, но и знакомиться с пластами знаний прошлых поколений. Однако за последние полтора столетия мир претерпел стремительные изменения. Прорыв, в области науки и техники, коренным образом поменял жизни миллиардов людей. Достаточно просто вспомнить о том, что до сих пор живы свидетели последних русских царей, и в то же время своё 50тилетие отпраздновали ровесники интернета. Сейчас, в век современных технологий, появился свободный доступ к аудио и видео фиксации информации, а так же её хранению, но не в огромных залах библиотек как раньше, а на электронных носителях. Что подрывает былую непоколебимость ценных фолиантов. Но помимо этого, существует множество других "монстров" - порождённых научно-технической революцией. Но сумеет ли старейший источник знаний устоять в битве с безграничными возможностями современности?
Подходя к вопросу о позициях книги, по отношению к современным технологиям, конечно, стоит согласиться с тем, что интернет и возможности оцифровки печатных изданий позволяют в любой точке мира иметь под рукой все мировое литературное и вообще письменное наследие человечества. В таких текстах легко перемещаться, отыскивая необходимую информацию, ею так же удобно делиться, распространяя по сети. К тому если задуматься о том, сколько миллиардов деревьев ежегодно вырубается для производства печатных изданий, то может показаться, что наша планета вскоре останется без «легких», но зато литературное наследие станет мемориалом былого величия человечества. Что несомненно является недостатком, который склоняет многих читателей к выбору электронных носителей. Однако в переходе на электронные носители информации есть одно роковое уязвимое место: «чем сильнее оружие, тем беззащитнее человек». Так как все удобства электронной цивилизации существуют до тех пор, пока в проводах есть электрический ток. А для многих чтение бумажной книги является не только привычкой, но и приятным ритуалом, позволяющим на время сбежать от вездесущих мониторов. Ведь так приятно иногда побыть наедине не только с собой, но и героями произведений, перелистывать странички, слыша их шелест и ощущая текстуру бумаги, улавливать запах книги и делать пометки на полях. А окончив одно из приключений, поставить томик на полочку, и потом, каждый раз проходя мимо или протирая пыль с блестящих обложек, вспоминать необычайные происшествия или строки, что перевернули сознание. К тому же важным фактором является и то, что в отличие от электронных носителей, в которых помимо самого материала, скрываются чаты с коллегами, новости, смс-оповещения и множество других внешних раздражителей, которые постоянно отвлекают от чтения. Из-за чего становится действительно трудно сосредоточиться, а уж тем более погрузиться в произведение. Книга же избавляет от необходимости отвечать на звонки и реагировать на внезапные мелочи. Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Книга как бы «прорастает» в нас. При каждом чтении она будто рождается заново. Нам не нужны импульсы извне. За каждой книгой стоит автор, но именно мы, читатели, вдыхаем в неё жизнь. Поэтому чтение не идет ни в какое сравнение с просмотром видео или сидирома. чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае «машина» читает за нас. Но угроза для книг скрывается не только в наличие альтернативных форматов, но и в последствиях внедрения интернета в нашу жизнь. Взрослые, а особенно пожилые люди, все чаще сетуют на молодежь за то, что они не читают книги. Однако причины такого явления скрываются в адаптации человека к новым условиям жизни в эпоху колоссального потока информации, с которой еще неокрепшим умам приходится сталкиваться. У этого процесса есть свое понятие - «клиповое мышление», которое впервые ввел в оборот Э. Тоффлер в книге «Третья волна» еще в начале XX века и которое означает фрагментарное поверхностное знание. То есть это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ, который тут же сменяется другими — подобными ему. Именно из-за этого резко снижается способность концентрироваться на чем-то долговременном, тяжелом для восприятия, а так же появляется неспособность к анализу. Человек физически не может воспринимать большие объемы информации, а уж тем более поглощать художественные тексты, где присутствует большое количество описаний. Поэтому с каждым годом, книга становится все более недоступным источником знаний.
Подводя итог, необходимо сказать о том, что книга хоть и теряет свое лидерство, как незаменимый кладись информации, но по-прежнему остается важным этапом воспитания и расширения внутреннего кругозора. Она продолжает исполнять роль наставника и учителя, что ведет за собой человека сквозь самые тяжелые и счастливые периоды жизни, что способна дать ответ на все вопросы и поделиться своим опытом. Очень многие люди неизменно выбирают именно печатные издания. Именно поэтому очень важно с детства прививать любовь к чтению, тогда, став взрослым, человек будет более устойчив к таким внешним явлениям как клиповое мышление, и будет иметь свое мнение, способность, глубоко анализировать ситуацию, а так же избегать попадания под чужое влияние. Таким образом, отвечая на главный вопрос, у книги, несомненно, есть будущее, но ее роль может сильно измениться. Можно предположить, что книга станет инструментом для избранных, а так же останется памятником культуры.
Спасибо за прочтение!