Найти в Дзене
Кинофилы

Рецензия на фильм «Анатомия падения»

Оказалось, что в судебной драме есть еще место, если она касается брака. Фильм "Анатомия падения" режиссера Жюстин Трие начинается с традиционной загадки, но превращается в анализ другого рода падения, чем буквальное, которое произошло в ее центре. Речь идет о упадке партнерства и о том, как часто эти семейные падения происходят в замедленном режиме, на протяжении многих лет обид и предательств. В центре внимания - потрясающая работа Сандры Хюллер, возможно, лучшая в этом году, в роли женщины, которая оказывается в кошмаре, когда ее обвиняют французский суд в убийстве ее мужа. Этот фильм завоевал "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале в этом году, потому что он больше, чем просто загадка — это исследование брака со всех сторон, вкладывая идею, что мы никогда не можем полностью понять никого, кроме себя самих. Это смелый, длинный фильм, иногда кажущийся слишком холодным и самоиндульгентным, но он строит ряд сцен, которые бьют как удар. Или, когда ссора с партнером заходит с

Оказалось, что в судебной драме есть еще место, если она касается брака. Фильм "Анатомия падения" режиссера Жюстин Трие начинается с традиционной загадки, но превращается в анализ другого рода падения, чем буквальное, которое произошло в ее центре. Речь идет о упадке партнерства и о том, как часто эти семейные падения происходят в замедленном режиме, на протяжении многих лет обид и предательств. В центре внимания - потрясающая работа Сандры Хюллер, возможно, лучшая в этом году, в роли женщины, которая оказывается в кошмаре, когда ее обвиняют французский суд в убийстве ее мужа. Этот фильм завоевал "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале в этом году, потому что он больше, чем просто загадка — это исследование брака со всех сторон, вкладывая идею, что мы никогда не можем полностью понять никого, кроме себя самих. Это смелый, длинный фильм, иногда кажущийся слишком холодным и самоиндульгентным, но он строит ряд сцен, которые бьют как удар. Или, когда ссора с партнером заходит слишком далеко.

Хюллер играет Сандру, которая представлена в интервью о своей жизни как известного автора. Фильм Трие увлекательно играет с идеей, что писатели неизбежно используют людей вокруг себя так, что они становятся уникальными, что делает профессию ее героини важной (и, вероятно, неслучайно они именуются именами своих исполнителей). По мере того, как интервью продолжается и становится, возможно, немного флиртующим, издалека начинает доноситься громкая музыка из-за угла в этом отдаленном снежном домике во французских Альпах. Это ее муж Самуэль (Самуэль Тейс), играющий инструментальную версию песни 50 Cent "P.I.M.P." из всех вещей. Повторяется. И громче, и громче. Он агрессивно пытается помешать интервью, и ему удается. Интервьюер уходит, а их сын Даниэль (Мило Мачадо Гранер) идет на долгую прогулку с собакой Снупом. Когда он возвращается, он находит Самуэля в снегу с кровавой раной в голове. Упал ли он с чердака, на котором работал? Прыгнул ли? Или его толкнули?

Следующие два с половиной часа "Анатомии падения" почти процедурно описывают расследование и судебное разбирательство по поводу смерти Самуэля. Каждое принятое решение, не только тот день, но и на протяжении большей части их брака, анализируется людьми, которые никогда не встречали Сандру, Самуэля или Даниэля до сих пор. Редко фильм улавливает, насколько много личных багажей вылетает, когда смерть объявляется неопределенной. Терапевт Самуэля свидетельствует, что он не был самоубийцей, но, конечно, он видел только то, что Самуэль хотел ему показать. Интервьюер просят прокомментировать состояние женщины, с которой она только что познакомилась. Что она знает о их жизни? Мы видим только часть психического состояния человека. Иногда кажется, что личность Сандры находится под судом. С другой стороны, некоторые доказательства ее вины выглядят довольно убедительно.

Может показаться, что Трие играет в игру загадки в "Анатомии падения", но она никогда не манипулирует и не скрывает, и фильм действительно становится лучше, когда отбросить немного игр, которыми была бы зависима менее опытный режиссер, рассказывая эту историю. Да, здесь есть головоломка, и я верю, что она разгадывается, но это не то, что действительно имеет значение. Трие пытается исследовать, как супруги общаются или не могут общаться, и к чему может привести такая неудача в конечном итоге. Важно, что ни Сандра, ни Самуэль не говорят на своем родном языке - они находят общий язык на английском, и Даниэль страдает от сниженного зрения из-за несчастного случая. Мы не полностью понимаем друг друга. Мы не видим друг друга полностью.

Хюллер потрясающа, оставляя множество мотивов и полузабытых скелетов Сандры внутри. Она явно продумала каждый аспект этого персонажа — это настолько откалиброванная, живая игра, что в каждой сцене можно почувствовать работу над историей персонажа. Как женщина, похожая на Сандру, приходит к тому моменту, когда ее муж мертв, и вся ее жизнь находится под сомнением? И что это делает с ней? Она никогда не прибегает к мелодраме, и поэтому, когда фильм достигает эмоционального пика в интенсивном флэшбеке, он потрясающе реалистичен. Есть сильно упрощенная версия "Анатомии падения", которая бы опиралась на перегруженную мелодраму и загадку - эта версия сосредотачивается на персонаже, и это доверие между Трие и Хюллером придает каждой сцене определенное основание и удерживает все вместе.

Есть моменты, когда кажется, что 151 минута — это больше, чем этой истории нужно, но эта продолжительность добавляет к тому, что фильм больше похож на литературу, чем на жанровую историю. Длина позволяет нам действительно почувствовать холод в доме Сандры и Самуэля - холод в воздухе как снаружи, так и от отсутствия тепла в этой семье. Как мы преодолеваем обиду? Измену? Чувство, что мы не доверяем нашим партнерам? Или, хуже того, что им не важно? "Анатомия падения" задает глубокие вопросы о своих персонажах, но приобретает наибольшую силу, понимая, что у нее нет всех ответов.