Неисправность в ступичном подшипнике редко происходит одномоментно. Сначала появляются небольшие шумы, которые, если продолжать ездить как ни в чем не бывало, со временем будут только нарастать. Когда уровень акустического возмущения достигнет самолетного рева, даже самые отчаянные и невозмутимые автовладельцы поднимут вопрос о замене.
Но сначала все-таки предстоит определиться с выбором запчасти. Поскольку автомобиль имеет антиблокировочную систему ABS, просто выбить подшипник и установить новый не получится — меняют ступицу в сборе.
Выбор ступицы
Современный рынок запчастей в Российской Федерации предлагает достаточно большой выбор. И речь далеко не о старых подшипниках, которые «вынимают» из стиральных машин. У нас достаточно широко представлены многие иностранные бренды. При поиске нужной запчасти стоял выбор между несколькими производителями. Ниже приведу их список с указанием средневзвешенной цены (может несколько отличаться, в зависимости от региона):
✅ MARSHALL — 5700 руб. Штаб-квартира MARSHALL Autoparts B.V. Netherlands находится в Нидерландах, и работает на мировом рынке с 2006 года. Запчасти отличаются неизменно высоким качеством и служат не менее надежно, чем оригинальные. Входит в ТОП-5 самых востребованных поставщиков на территории Российской Федерации.
✅ Just Drive — 4300 руб. Это японский бренд, на заводах Just Drive Co., Ltd. (расположены в КНР и Южной Корее) выпускают продукцию таких брендов, как TRW, GM и других. Ступицы отличаются долгим сроком службы и выносливостью.
✅ MILES — 3500 руб. Бельгийская компания, ориентированная на европейский рынок. Это упаковщик, поэтому очень много противоречивых и диаметрально противоположных откликов.
✅ TRIALLI — 4000 руб. Российская компания, основанная итальянскими поставщиками концерна FIAT Group. «Середнячок» по цене и качеству, встречаются негативные оценки. Имеет свои заводы в КНР.
✅ KORTEX — 3000 руб. Испанский бренд, чьи заводы мигрировали в Южную Корею. Однако в упаковке KORTEX можно встретить и детали других производителей, и это автоматически относит его в разряд упаковщиков. Отсюда и достаточно противоположные отклики автовладельцев касаемо качества. Единственное, что нравится всем без исключения — доступный ценник.
✅ FENOX — 5000 руб. Заводы бренда расположены в Беларуси, России и Германии, но в основе компании лежит Белорусское конверсионное предприятие. Вдобавок, организация под своим брендом предлагает запчасти и сторонних фирм. Упаковщик под брендом FENOX может поставить как свою собственную продукцию, так и марок Patron, SKF, FAG. Если повезет приобрести последние два, ступица будет ходить достаточно долго. В противном случае, судя по отзывам, запчасть будет демонстрировать слабую стойкость к ударным нагрузкам.
✅ GMB — 6500 руб. Не имеет дочерних предприятий. Заводы расположены только в США, Японии и Южной Корее. По качеству ступицы сопоставимы с оригинальными запчастями и выхаживают долго. Подделки на рынке встречаются редко.
И это еще не все, что предлагает рынок, но данный список позволяет понять — деталь есть на любой кошелек. Это откровенно радует, так как решить вопрос вполне по силам и с ограниченным бюджетом.
Помня притчу о скупом, который платит дважды, а то и трижды, при выборе мы опирались на отзывы пользователей о надежности именно необходимой нам запчасти у разных брендов.
В итоге для замены была приобретена передняя ступица в сборе от GMB. Далее последовала замена, и этот процесс предлагаю рассмотреть подробнее.
Как менять ступицу
Самое простое — записаться на сервис, и наблюдать за процедурой с видом все понимающего профессионала. Но далеко не всегда это бывает возможным. В хорошем сервисе может быть очередь, а вам, к примеру, надо «здесь и сейчас, так как ехать». А может вы просто обожаете делать все сами. Надо сказать, эта процедура не представляет особой сложности, но стоит быть готовым к неожиданностям вроде «прикипевших» болтов и сорванных гаек. Но не будем о грустном, и давайте начнем.
Итак, машину для начала необходимо поддомкратить, установить на подпорки и снять колесо. Откручивая болты, стоит помнить, что ступица в сборе для Опеля может идти под 4 или 5 болтов — не забудьте этот нюанс при выборе. Первым сложным моментом способен оказаться шплинт, который предотвращает раскручивание гайки, удерживающей ступицу на приводном валу.
После его извлечения необходимо открутить гайку. Торцевой головкой и ключом увеличенной с помощью трубы рукоятки это сделать несложно. На этом этапе стоит открутить болты, удерживающие тормозной суппорт. Его с помощью проволоки (отлично подойдет электрод с двумя загнутыми крючкообразно концами) подвешиваем на пружину. Также рекомендуем сразу отсоединить разъем датчика ABS.
Далее выкручиваем стопорный винт и откладываем в сторону тормозной диск. Теперь нужно привести в подвижность шлицы приводного вала относительно ступицы. Сделать это можно с помощью… кувалды. Чтобы не испортить резьбу, накручиваем обратной стороной стопорную гайку вровень с торцом вала и наносим по ней короткие, но резкие удары.
Если все удалось, нам остается подобраться к трем болтам, удерживающим непосредственно ступицу в поворотной цапфе. Многие для этого советуют откручивать шаровую опору, но в нашем случае мы поступили иначе — освободили два болта сверху, которыми стойка фиксируется на цапфе. Последняя непроизвольно откинулась наружу, открыв нам доступ к заветным болтам, которые открутились достаточно легко.
С «насиженного» места старая ступица смогла выйти, опять же, с помощью ударного инструмента. Демонтаж окончен, а вместе с ним и все сложности процесса замены. Далее все пойдет, как по «маслу». А именно:
✅ Зачищаем щеткой по металлу посадочное место ступицы
✅ Смазываем шлицы вала и место под ступицу жидкой смазкой
✅ Ставим ступицу на место, попадая в шлицевое соединение с валом (не забываем установить многоразовую стальную прокладку)
✅ Затягиваем болты ступицы
✅ Восстанавливаем крепление цапфы к стойке
✅ Устанавливаем разъем ABS в посадочное место и подключаем к электроцепи
✅ Затягиваем болт на валу и стопорим его с помощью шплинта
✅ Устанавливаем тормозной диск и суппорт
✅ Ставим на место колесо и опускаем автомобиль с подпорок
Если под рукой имеется весь необходимый инструмент и проникающая смазка, вся операция по замене даже у неподготовленного, но «рукастого» автовладельца займет не более полутора часов.
Подводя итоги
Наградой за выполненную работу стала тишина во время движения — только шуршание шин, тихое урчание мотора и ветер. Что касается отработавшей свое ступицы, она оказалась еще заводской. То есть это была первая замена, и произошла она при общем пробеге в 240 000 км.
Состояние было близкое к критическому — руками ступица проворачивалась туго, явно чувствовалось напряжение и шум подклинивающих подшипников. К тому же на корпусе были видны следы перегрева. Замена оказалась более чем своевременной. Будем надеяться, новая ступица GMB прослужит столько же.