"Омон Ра" — это история о советском мальчике Омоне Кривомазове, с детства мечтающем о небе, который поступил в лётное училище, а потом попал в отряд космонавтов, готовящихся к полёту на луну. Но так как автором этого произведения является Виктор Пелевин, концептуалист и постмодернист, это означает, что всё не так просто.
Более того, все очень и очень сложно.
Страшная и внезапная сатира на раскрошенное общество советского периода, о безумной вообще конкретике бытия и воспитания любви к родине. И ведь всё это в какой-то степени похоже на некоторые моменты, да, пусть не столько гипертрофированные и абсурдные, но ведь частичка правды в этом всё же есть!
Например, реализацией детской мечты стало поступление героя в Лётное училище им. Алексея Маресьева. Герой просыпается и видит привязанных к кроватям курсантов, у которых на простынях кровавые пятна: ночью им ампутировали ноги. Так воспитывают мужество и силу воли, ведь на выпускном экзамене «настоящие люди» должны уметь лихо танцевать на протезах, а главное — быть готовыми в любой момент отдать жизнь за Родину.
Опять же беготня под пулями курсантов пехотного училища...
Но Пелевину было мало и этого, он замахнулся на космические успехи советского времени, предположив что ракеты строились из фанеры, а вместо электроники, ступени ракеты отстёгивали незримые космонавты, для которых этот полёт был последним. И люди шли на это, потому что в жизни всегда есть место подвигу! Должно быть.
Пелевин виртуозно пишет о душевных терзаниях Омона, его постоянном поиске смысла и истинности в окружающей действительности. Автор показывает, как мы все подчинены системе, в которой нас формируют и манипулируют нашими мыслями и желаниями. И то, как советский человек был готов к этому и часто, сам этого хотел.
"Омон Ра" – это не просто околокосмическая сказка, а глубокое и мудрое произведение, которое заставляет задуматься о невидимых нитях нашей реальности и ценностях, которые мы безоглядно принимаем.
Этот роман до последних страниц разворачивается как история о мистификации: советская власть обманывает свой народ и мировое сообщество, запуская в космос корабли на весьма своеобразной автоматической тяге , но в итоге выясняется , что даже и не в космос — огромные усилия производятся для того, чтобы создать у жертвы впечатление , будто она побывала на Луне. Для чего это делается, не является загадкой, в одной из сцен до боли знакомый каждому пионеру персонаж так и говорит: "Государству нужны герои, настоящие люди, которые всегда смогут и захотят умереть за родину, так как они, герои, питают её главную силу. Государство в "Омон Ра" — это грандиозное бутафорское сооружение благодаря всепроницающему обману, где стираются все грани человеческой индивидуальности и личность становится единицей всеобщего, по сути, не нужное никому, кроме нескольких людей, которые и создают эти иллюзорные мантры. И потому свобода выбора в государстве не особо приветствуется, она достаточно жёстко регулируется, только очень ненавязчиво.
Теперь же мы вроде бы живём в другое время, но если копнуть чуть глубже...