65 подписчиков

О карачаево-балкарском мостостроении

173 прочитали

АХМАД САЛПАГАРОВ, январь-май 2024г

Оглавление

  • 1.Вводная: Карачаевская арба и Монументальное домостроение в Карачае и Балкарии.
  • 2.Монументальное карачаево-балкарское мостостроение.
  • 3.Карачаево-балкарская мостостроительная терминология
  • 4.Мосты в Карачае первой половины 20 века

1.Вводная: Карачаевская арба и Монументальное домостроение в Карачае и Балкарии

Карачаевцы и балкарцы являются древнейшими жителями Центрального Кавказа и авторами собственного сложного инженерно-технического устройства известного по многим фотографиям 19 века как "карачаевская арба". О карачаевской арбе я ранее написал статью (см. здесь). Далее в нескольких предложениях расскажу о карачаево-балкарском монументальном домостроении.

Центральный Кавказ, особенно его горная часть, отличается от других регионов Кавказа и России обилием рек и речушек. Именно поэтому территории нынешних Кавминвод, КЧР, КБР в древности носили название "Карачай" то есть "Большая река" и "Родниковая вода". О таком значении и локализации топонима Карачай я написал первым из исследователей истории Кавказа и повторяю данный тезис с 2009года. В области проживания карачаевцев-балкарцев протекают большие реки Кавказа: Кубань, Зеленчук, Теберда, Баксан, Малка, Чегем, Черек. А там где реки обязательно должны быть мосты- связующее звено разных районов проживания карачаевцев-балкарцев. Перечисленные реки Карачая и Балкарии по кавказским меркам являются крупными реками, которые смывают всадника с конем. Те из рек, которые доходили до равнин, растекаясь и расширяясь, в некоторых местах давали возможность для конного перехода. Поэтому для предгоных и равнинных кавказских народов не было необходимости строить сложные и трудоёмкие мосты. Но в горах русло рек было узким, а течение быстрым и опасным для человека. Вот и получается, что мостостроительство было необходимой и важной сферой жизнедеятельности аланского карачаево-балкарского народа. Несмотря на это, карачаево-балкарское мостостроение до сих пор не исследован и даже не описан. Восполняя этот наших историков, я хочу кратко рассказать об аланском карачаево-балкарском мостостроении.

Об аланском карачаево-балкарском домостроении я упоминаю потому что срубные многовековые карачаево-балкарские дома хорошо известны по многочисленным старинным фото и небольшого числа сохранившихся домов. Несмотря на варварское разрушение и уничтожение карачаево-балкарских срубных домов в 1943-1957гг в древних сёлах Картджурт, Учкулан, Хурзун сохранилось немало "топракбаш юй- срубный дом". В 1943-1957гг жители соседних с карачаевцами сёл ездили по брошенным срубным домам депортированных карачаевцев-балкарцев и уносили брёвна для отопления своих домов.

Балкария-конец 19 века. Срубный двухэтажный монументальный многовековой дом в Баксане-аул Урусбиево. Вы посмотрите на диаметр брёвен!
Балкария-конец 19 века. Срубный двухэтажный монументальный многовековой дом в Баксане-аул Урусбиево. Вы посмотрите на диаметр брёвен!
Современное фото. Двухэтажный многовековой срубный дом 19 века в селе Хурзук, в Карачае.
Современное фото. Двухэтажный многовековой срубный дом 19 века в селе Хурзук, в Карачае.

Это вам не домики наших соседей на деревянных сваях, со стенами из плетёных ветвей обмазанных глиной и с соломенной крышей, от которых, конечно, ничего не сохранилось. Срубные карачаево-балкарские дома опирались на каменный фундамент, крыша дома состояла из слоя земли, толщиной от полуметра до метра. Стены дома возводились из тщательно подогнанных толстых бревен. Подобные срубные дома с земляной крышей строили северные германцы: норвежцы, исландцы, шведы.

Продолжением и развитием монументальных срубных домов и карачаевской арбы были монументальные мосты в Карачае и Балкарии. Увязав в один узел "карачаевскую арбу", карачаево-балкарское домостроение и мостостроение я хочу сказать, что все три инженерно-технические деревянные конструкции взаимосвязаны, взаимо-доказательны и показывают высокую степень развития инженерно-конструкторских и инженерно-техничеких навыков карачаево-балкарского народа. Подобные достижения материальной культуры в инженерии и технике не могу показать соседние народы. Но это не может стать причиной того, что карачаевцы-балкарцы должны скрывать или замалчивать факты своей истории и культуры.

Далее я доказательно рассказываю, прикладываю фото и свои пояснения к ним о нашем карачаево-балкарском мостостроении.

2.Монументальное карачаево-балкарское мостостроение

На фото конца 19 и начала 20 века висячий мост через реку Кубань в селе Карт-Джурт в Большом Карачае. Тип моста: пешеходный, висячий деревяный, а также для мелкого скота.
На фото конца 19 и начала 20 века висячий мост через реку Кубань в селе Карт-Джурт в Большом Карачае. Тип моста: пешеходный, висячий деревяный, а также для мелкого скота.

На фото конца 19 и начала 20 века навесной мост через реку Кубань в селе Карт-Джурт в Большом Карачая. Интересный фотодокумент, показывающий карачаевцев умелыми мостостроителями. Такой мост простоит столетия пока не сгниют дубовые опоры или не заменят металлические канаты. Скорее всего мост висит на металлических цепях, изготовленных карачаевскими кузнецами т.к. стальных канатов тогда не было. Умели карачаевцы строить. Посмотрите на деревянные опоры, на нависающий выступ опор. Опоры заполнены камнем, чтобы не унесло опоры при поднятии воды. Со стороны фотографа видно берегоукрепление, чтобы не подмыло опору. Мост рассчитан на прохождение овец и коров, достаточно крепкий. Опоры моста значительно сузили реку Кубань. Такая вот ссуженная Кубань может опрокинуть автомобиль КАМАЗ, настолько сильно и глубоко течение Кубани. Но выпрямление русла посредством берегоукрепления увеличивает устойчивость и долговечность моста при наводнениях. Так что это не просто деревенский мостик, а уже искусное инженерное сооружение.

Балкарское село Эль-Тюбю (Верхнечегемское). На переднем плане мост. Опоры каменные, пролет перекрыт бревнами. Деревянное полотно моста покрыто землей.
Балкарское село Эль-Тюбю (Верхнечегемское). На переднем плане мост. Опоры каменные, пролет перекрыт бревнами. Деревянное полотно моста покрыто землей.

Балкарское село Эль-Тюбю (Верхнечегемское) конец-начало 19-20века. На переднем плане мост. Опоры каменные, пролет перекрыт бревнами. Деревянное полотно моста покрыто землей.

Вид на карачаевское село Хурзук. 1906г. На переднем плане река Уллу Кам и деревянный мост с перилами, для гужевого транспорта и скота.
Вид на карачаевское село Хурзук. 1906г. На переднем плане река Уллу Кам и деревянный мост с перилами, для гужевого транспорта и скота.

Базар 1934г. у старинного моста, в высокогорном карачаевском селе Учкулан на берегу реки Махар. Ниже по течению при соединении рек Махар и Уллу Кам начинается река Кубань. При увеличении фото видно, что данный мост идентичен первому мосту в Картджурте. Но от картджуртского отличается меньшим размером и наличием деревянных перил.
Базар 1934г. у старинного моста, в высокогорном карачаевском селе Учкулан на берегу реки Махар. Ниже по течению при соединении рек Махар и Уллу Кам начинается река Кубань. При увеличении фото видно, что данный мост идентичен первому мосту в Картджурте. Но от картджуртского отличается меньшим размером и наличием деревянных перил.

В России и в частности в Карачае и Балкарии с 1930годов государство начало строить мосты промышленным способом, используя последние достижения науки и техники. С начала 1930годов карачаевцы-балкарцы уже самостоятельно не строили мосты, не считая редких пешеходных и временных мостов. Поэтому карачаево-балкарские собственные технологии строительства мостов, да и сами старинные мосты утеряны. В этой статье собрал часть карачаево-балкарской мостостроительной терминологии и несколько старинных фотографий с карачаево-балкарскими мостами.

3.Карачаево-балкарская мостостроительная терминология

Кёпюр - 1.мост, 2.переправа. Кёпюрлюк- материалы для сооружения моста (переправы)

  • Типы мостов:

Аякъ кёпюр - 1.пешеходный мост, 2. мостки, деревяный настил- выступ в реку для стирки одежды или забора воды. Арба кёпюр- усиленный шириной 2,0- 2,5метра, мост для гужевого транспорта и крупного рогатого скота. Тагъылгъан кёпюр - висячий мост. Сынджырлы кёпюр-мост висячий на цепи. Темир кёпюр- железный мост. Агъач кёпюр- деревяный мост, все конструкции моста из дерева. Таш кёпюр - мост, опоры которого созданы природой из камня. (На этнической территории карачаевцев-балкарцев, в КЧР и КБР существуют два населённых пункта с названием Ташкёпюр, в русском переводе Каменномостская. Оба села Каменномостская расположены вблизи самого узкого места реки. Карачаевцы-балкарцы словом ташкёпюр называют близко расположенные каменные высокие берега реки, которые естественным образом служили опорами для моста. На готовые опоры просто накидывали связанные брёвна и подсыпали землю на брёвна.)

  • Конструкции моста:

Кёпюр аякъ- опора моста. Кёпюр кулагъы- перила моста. Беджен- 1.опора, свая 2.дамба. Кёпюр беджени- береговая опора моста. Ара беджен- центральная опора (свая) моста в русле реки. Беджен таш- камень для опоры моста. Мурдор или Мурдор таш- крупный (или плоский) валун, который ставили по обоим краям береговой опоры моста.

Таш беджен- каменная дамба (или опора моста). Агъач беджен- дамба из брёвен (или деревянная опора). Беджен къабыргъа- стена дамбы. Беджен арасы- пролёт моста. Беджен бурну- выступающая верхняя часть опоры моста. Беджен тиреу или тиреюч- подпорка дамбы или опоры моста. Аркъау- поперечное бревно связывающее боковые стены береговой мостовой опоры. Аркаулукъ или тёнгертке- бревно. Томурау- короткое бревно. Чигинджи - 1.опорный стол, 2. подпорка, подставка.

Кёпюр маймулу- главные продольные бревна по краям моста. Багъана- Столб, колона, Кёпюр багъана-Опора перил висячего моста или цепей (редко канатов). Къанга- доска для настила. Шатал- 1.стропило, 2. поперечная стоячая доска под настилом. Къазыкъ- 1.кол, 2. свая, Темир къазыкъ- металлический кол. Агъач (эмен, чинар, кюрюч) къазык- деревянный (дубовый, буковый, ясеневый) кол (свая).

  • Инструменты и приспособления: Карачаевцы-балкарцы будучи искусными столярами и плотниками, производителями деревяной посуды, многовековых срубных домов-мостов и карачаевской арбы имели большой набор инструментов для самой разнообразной деревообработки. Возможно, позже я распишу все карачаево-балкарские инструменты для производства деревянных изделий и конструкций. Например, топоры, пилы, фуганки, канаты и другие инструменты имелись разных видов для разных деревянных работ. А пока только основные.

Чюй - гвоздь. Агъач чюй- клин. Тутхуч- скоба. Сынджыр- цепь. Джиб- кожаный канат. Джыджым- веревка. Чыбык- 1.тростинка 2. проволока металлическая. Чёгюч- молоток. Токъмакъ-кувалда. Балта- топор. Керки- Кирка, Мычхы- пила. Сюрме- Рубанок (фуганок).

  • Защитные материалы:

Балаууз- воск. Арба джау- дёготь.

4.Мосты в Карачае первой половины 20 века

Далее показываю свои фото мостов середины-конца 20 века, сделанных мной во время путешествия в Карт-Джурт Учкулан в 2006года. Автомобильные мосты построены уже за счет государства в первой половине 20 века. А висячие пешеходные мосты построены и за счет государства и за счет самих карачаевцев..

Разрушенный мост не доезжая до местности Кадау таш в районе Картджурт. Железный мост первой половины 20 века, отремонтировали добавив по старинке деревянный пролет.
Разрушенный мост не доезжая до местности Кадау таш в районе Картджурт. Железный мост первой половины 20 века, отремонтировали добавив по старинке деревянный пролет.
Мост на дороге Картджурт-Дууут. Село Дуут осталось не восстановленным. Мост был построен карачаевским инженером Исламом Дудовым в конце-начале 1920-1930годов. Называется Кызыл кёпюр т.е. Красный мост.
Мост на дороге Картджурт-Дууут. Село Дуут осталось не восстановленным. Мост был построен карачаевским инженером Исламом Дудовым в конце-начале 1920-1930годов. Называется Кызыл кёпюр т.е. Красный мост.
Висячий пешеходный мост через Кубань, находится между Картджуртом и Учкуланом, вид снизу.
Висячий пешеходный мост через Кубань, находится между Картджуртом и Учкуланом, вид снизу.
Висячий пешеходный мост через Кубань, находится между Картджуртом и Учкуланом Добавьте описание, вид сверху. Мост построен на месте опор старого грузового моста.
Висячий пешеходный мост через Кубань, находится между Картджуртом и Учкуланом Добавьте описание, вид сверху. Мост построен на месте опор старого грузового моста.
В Большом Карачае.
В Большом Карачае.
Современный бетонный мост (конец 20 века) через реку Уллу Кам перед его соединением с рекой Махар. На втором плане старый мост на железных фермах построенный в середине 20 века.
Современный бетонный мост (конец 20 века) через реку Уллу Кам перед его соединением с рекой Махар. На втором плане старый мост на железных фермах построенный в середине 20 века.
Пешеходный мостик через реку Уллу Кам под Эльбрусом, выше села Хурзук.
Пешеходный мостик через реку Уллу Кам под Эльбрусом, выше села Хурзук.

В данной главе были представлены мои фото из альбома в канале фейсбук (запрещён в РФ).

АХМАД САЛПАГАРОВ, январь-май 2024г Оглавление 1.-14

+++++++++++++++++

А следующее фото уже не мое, из интернета.

АХМАД САЛПАГАРОВ, январь-май 2024г Оглавление 1.-15

Железнодорожный мост через реку Кубань в районе г.Усть-Джегута. Был построен перед Великой Отечественой войной как мост будущей железной дороги от Черкесска до г.Карачаевска. Однако война помешала. Лежачий на земле первый пролет, был взорван отступавшими частями Красной армии. Потом последовала высылка карачаевцев и железная дорога и мост стала никому не нужна. Некого и нечего было вывозить-завозить. Но и после возвращения, так и остались не отремонтированным мост и недостроенной железная дорога. Карачай это тупиковая высокогорная территория не имеющая железной дороги, ни аэропорта, ни выхода к морю. Только героический народ может выживать в таком транспортном тупике.

#карачай, #мост, #историякавказа, #кубань, #картджурт, #историяалан, #мостостроительство, #кчр, #кбр, #приэльбрусье, #кавказскиегоры,