Да-да. на полном серьезе! Не как обычно по Салтыкову-Щедрину, а с конкретными предъявлениями руководству области и Правительству российскому. Природа нынче шалит: пол-лета сушило, пол-лета заливало. Да и сейчас продолжает радовать только обилием грибов, но никак не урожаем овощей и других культур. Томаты и капуста утонули после проливных дождей, картошка начала гнить еще в земле, а на уборку зерновых так вообще не выбраться, потому что "земля не держит".
Как говорится, урожай находится на грани не только в огородах, но и на полях. Если не уберут, то будет уже к зиме жесткий дефицит. Если смогут убрать, то храниться будет плохо, и опять же возникнет дефицит, за которым резко вверх пойдут и цены. Аграрии бьют тревогу. Они уже серьезно озабочены почвой, в условиях которой придется работать. Под почвой имеется в виду
1) ГСМ, в т.ч. дизель, который сегодня по Челябинской области держится в районе 55-60р/литр. Топлива просто нет на АЗС, и оно в жестком лимите у крупных производителей.
2) уровень цен на с/х продукцию, в т.ч. на зерно, что является основной статьей доходов АПК. Если оптовики покупают пшеницу по 7-8 р, то аграриям просто невыгодно ее сбывать за такие деньги.
3) как планировать сев на следующий год, если доходы тают, а расходы выросли в разы.
Первое вообще взбесилось. Каждый день ценники переписывают. Быть уверенным, что цена на топливо сохранится на одном уровне хотя бы в течение месяца, невозможно. Всему причина - жесткий дефицит на уровне катастрофы, как выразился министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Второе ударит по карману еще больнее. Африку кормить бесплатным зерном - это прекрасно, но есть понятие дебета и кредита. Если цена на зерно будет ниже уровня предыдущего года или вообще сравняется с себестоимостью, то аграрии намерены оставить его гнить в поле. Логики сбора при таком подходе они не видят. Третье - планирование. Как оказывается из сводок и из первых уст директоров АПП, получить от государства субсидии и льготные кредиты становится все сложнее. Отказывают по формальным принципам, не обращая внимание на реальные проблемы агропроизводителей. Планировать на будущий год становится просто нереальным по совокупности данных факторов.
Вот и вылезли все проблемы разом. Разве меньше стали производить топлива? Не верю. Рыночная экономика и дельцы гонят его туда, где больше можно получить, т.е. на экспорт: Индия, Китай, не удивлюсь, если вторую сторону заправляем нашим топливом через третьи руки. В зерновом вопросе перекупы диктуют свои условия. Эти 7-8 рублей - цена труда аграриев. Азиатские друзья также очень эффективно встроились в рынок. Сколько лет они картошечку, морковку, капусту и прочее с полей закупают по смешным ценам, а потом в городе продают оптом и развозят по точкам. Простому производителю остается только лапу сосать, хотя фактически он всех кормит своим горбом... Сейчас столько всего вылезет, что перекрытые трассы - еще цветочки. Рынок так нарулил, что не расхлебать за век.
Заграница нам поможет?! Раньше говорили утвердительно и уверенно, а теперь как? Теперь придется расхлебывать кашу, которую заварили правители. Им же хорошо. Они ничуть не потеряли. А аграриям, на чьих плечах держится Россия, что теперь делать. В сытые времена с Европой торговали, технику иностранную закупали, семена, планировали хоть какое-то будущее после седьмого пота, а теперь?... Теперь бы самому прожить. Растущий бензин становится серьезной статьей расходов даже семейного бюджета. Как быть и что делать? (извечный вопрос без ответа)...
P.S. Подобная критическая ситуация сложилась в Ставропольском крае, Самарской области, приходят невеселые новости из Волгоградской. Сюда же Челябинская, Свердловская, Курганская. Аграрии уже готовы на решительные меры вплоть до перекрытия трасс. Власти тоже зачесались. Правда, у них сейчас выборы. На два фронта работают бедняжки...
Как-то так!