"Исполнение обета" (Роман пражского писателя о святой из Франции).

Сейчас Франц Верфель - из числа писателей, что едва ли "на слуху", как говорится. Но когда-то другой Франц, который Кафка, в своих дневниках записал: "Из-за стихов Верфеля у меня вчера все утро голова была словно наполнена паром. В какой-то момент я боялся, что восторг без остановки увлечет меня в безрассудство". Собратья - по перу и по Праге, - высоко ценили творчество друг друга. Были не просто знакомы, но общались, собирались в одних кафе, принадлежали к одному течению (немецкому экспрессионизму, т.н. "пражской школе").

Верфель действительно в то время больше был известен как поэт, позже как драматург, потом уже - как писатель. Но здесь поделюсь впечатлением именно о романе - позднем романе Франца Верфеля, - что оставил глубокое впечатление.

Итак, Франц Верфель, роман "Песнь Бернадетты".

...

Интересна история появления романа. Спасаясь от нацистов, Верфель, как многие беженцы, отправился в Америку. Путь был долгим - через Францию, Испанию, Португалию. И именно во Франции, в Лурде, писатель услышал историю о Бернадетте Субиру, - девочке из нищей семьи, которой являлась Дева Мария. События произошли в середине XIX-го века в Лурде, были признаны подлинными и в веке XX-м Бернадетту канонизировали и причислили к лику святых. Именно об этом, о девочке, её жизни и смерти, и задумал написать Верфель, пообещав: доберусь живым до США - книге быть. Франц Верфель удачно доплыл до американского берега и книга вышла в 1941-м году.

...

Сам роман, поначалу, ничем не выдает себя: написан в духе критического реализма, "ай-ля Золя" или "Достоевский". События XIX-го века описываются вполне себе языком XIX-го века: нищета, грязь, расслоение в обществе, никчёмный быт. Жизнь не течёт мимо - она наваливается своей сложностью, тяжестью, неприглядностью. Так начинается книга, так начинает жизненный путь Бернадетты - в маленькой тесной каморке, где ютится её немаленькая семья.

Первое "явление" - конечно, поворотный момент в сюжете. Во-первых, этот отделяет Бернадетту от остальных участников событий. Она, - и так немного странная, "не от мира сего", неспешная и задумчивая. А тут у неё открывается "вход" в иной мир, совершенно нереальный (будто бы), но куда более важный. Это мир - не убогая нищая жизнь, с придирками школьных наставников и смешками подруг, нет, - это диалог...ну, с чем-то большим и важным. Правда, пока Бернадетта не способна осознать - с чем именно. И, во-вторых, - первое "явление" начинает потихоньку менять структуру романа, сюжет книги. Появляется чёткий, всё более разрастающийся метафизический слой, подтекст. Эта метафизика - она начинает касаться не только Бернадетты, но захватывает всех. Меняет жизнь семьи, соседей, бедных и богатых жителей небольшого городка. Усугубляется напряжение в обществе, конфликты и проблемы начинают вырисовываться ещё острее, ещё чётче.

И на этом стоит задержаться.

У Верфеля, как мне думается по прочтению многих его работ, есть интересная особенность. В своём творчестве он ведёт очень выпукло две линии - социальную и религиозную. Во многих его книгах две темы являются главными, пересекаются, влияют друг на друга. У него нет "оторванных" от земли схимников, все- и всех-любящих послушников (вспомним Алёшу, да, раз уж зацепил Достоевского выше). В его книгах религия - это часть общественной жизни, Церковь - политический инструмент, способ влияния или трактовки того, или иного. И это всегда вызывает конфликт, иногда - центральный конфликт всей книги. И в этом Франц Верфель очень современен. Народ взволнован "видениями", полиция не знает, кого слушать, каждый из высшего чиновничества пытается использовать ситуацию себе во благо.

И параллельно, есть Бернадетта, которой совершенно по барабану происходящее вокруг неё и с ней. Ей всё равно, что происходит здесь, куда больше ей нравится бывать "там". Потому и "чуждость окружающего мира вызывает у неё едва ли не тошноту". Девочка живёт в двух плоскостях, двух реальностях - и они не уживаются по-соседству. Собственно, как и вообще у Верфеля в книгах.

Этим он похож на своих "собратьев" - Майринка, Перуца. И этим же - очень не похож на представителей "магического реализма", с которыми очень уж любят сравнивать почему-то писателей "пражской школы". У писателей Латинской Америки "метафизическое мышление" - часть картины мира, часть обыденности. И конфликта не случается. У Майринка, или у Верфеля - есть чётко выраженные противоречия между миром людей, земным миром, - и миром мистики (вне зависимости, какая вера и Бог у героя). Вспомните "Голема".

И вспомните "Сто лет одиночества", например, или романы Жоржи Амаду:

"В Макондо опять идёт дождь" (высказывание о главном романе латиноамериканской литературы).
Чебунин18 сентября 2021

Это разное и о разном. Как мне думается, во всяком случае.

...

Если отбросить это, и просто сказать о романе в плане художественности, то книга очень здорово написана. Сюжет раскручивается, захватывает, относительно предсказуем, возможно, но не менее крут от этого. Да и о самих событиях, что легли в основу вольно-художественного (не стоит забывать) изложения, тоже стоит почитать. Интересная история из жизни французского захолустья XIX века. Когда-то захолустья - а сейчас это один из центров паломничества в Европе. Почитайте, там интересно.

И книгу тоже, Верфель стоит того, чтобы его упоминали почаще.

Грот Масабьель в Лурде (Франция).
Грот Масабьель в Лурде (Франция).

#верфель #францверфель #пражскаяшкола #писателипраги #религиознаялитература #франция