Найти тему
Научпок Блондинки

Эластичность рыночного спроса по цене и по доходам: понятие, формулы, экономический смысл, использование

Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов используется понятие эластичность, которую можно определить как степень влияния одной величины на изменение другой

Зависимость изменение спроса от цены называется эластичностью спроса по цене или ценовой эластичностью. Принято различать 3 варианта ценовой эластичности:

1)Эластичный спрос. Когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает

2)Единичная эластичность спроса. Когда изменение цены, выраженное в %,равно %изменения объема продаж

3)Неэластичный спрос. Если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж

Формула для нахождения эластичности спроса
Формула для нахождения эластичности спроса

-2

Факторы эластичности спроса:

· Востребованность товара и степень насыщения потребителя

· Доход целевой аудитории продукта

· Наличие товаров-заменителей

· Сезонность

· Степень новизны товара

Эластичность спроса по цене зависит от :

1)незаменимость. Если у товара есть заменители (субституты), то спрос будет более эластичным

2)значимость товара для потребителя

3)удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны.

4)временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени

Мера реакции величины спроса на товар или услугу, вызванной изменением величины до­хода покупателя, называется ЭЛАСТИЧНО­СТЬЮ СПРОСА ПО ДОХОДУ.

-3

Для нормальных товаров повышение дохода вызывает по­вышение спроса на товар. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, то коэффициент элас­тичности спроса по доходу на нормальные товары положите­лен

(Е DI>О).

Наоборот, для неполноценных товаров увеличение дохода вызывает уменьшение спроса на товар. Так как здесь доход и спрос изменяются в противоположных направлениях, коэффи­циент эластичности спроса по доходу на товары низкого каче­ства отрицателен

(Е DI <О).

Среди нормальных товаров можно выделить три группы товаров.

Товары первой необходимости

Например, мыло, зубная паста необходимы потребителю в определенном количестве и не больше, т.е. товары первой не­обходимости имеют предел насыщения и спрос на них растет медленнее доходов (О < ЕDI< 1).

Предметы роскоши

Спрос на такие товары, как, например, дорогие автомобили­, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, опережает рост доходов (ЕDI> 1) и не имеет пределов насыщения.

Товары «второй» необходимости

Это товары, спрос на которые изменяется пропорционально­ изменению доходов (ЕDI=1). Примерами таких товаров мо­гут служить одежда, бытовая техника и др.