Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов используется понятие эластичность, которую можно определить как степень влияния одной величины на изменение другой
Зависимость изменение спроса от цены называется эластичностью спроса по цене или ценовой эластичностью. Принято различать 3 варианта ценовой эластичности:
1)Эластичный спрос. Когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает
2)Единичная эластичность спроса. Когда изменение цены, выраженное в %,равно %изменения объема продаж
3)Неэластичный спрос. Если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж
Факторы эластичности спроса:
· Востребованность товара и степень насыщения потребителя
· Доход целевой аудитории продукта
· Наличие товаров-заменителей
· Сезонность
· Степень новизны товара
Эластичность спроса по цене зависит от :
1)незаменимость. Если у товара есть заменители (субституты), то спрос будет более эластичным
2)значимость товара для потребителя
3)удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны.
4)временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени
Мера реакции величины спроса на товар или услугу, вызванной изменением величины дохода покупателя, называется ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ДОХОДУ.
Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса на товар. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, то коэффициент эластичности спроса по доходу на нормальные товары положителен
(Е DI>О).
Наоборот, для неполноценных товаров увеличение дохода вызывает уменьшение спроса на товар. Так как здесь доход и спрос изменяются в противоположных направлениях, коэффициент эластичности спроса по доходу на товары низкого качества отрицателен
(Е DI <О).
Среди нормальных товаров можно выделить три группы товаров.
Товары первой необходимости
Например, мыло, зубная паста необходимы потребителю в определенном количестве и не больше, т.е. товары первой необходимости имеют предел насыщения и спрос на них растет медленнее доходов (О < ЕDI< 1).
Предметы роскоши
Спрос на такие товары, как, например, дорогие автомобили, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, опережает рост доходов (ЕDI> 1) и не имеет пределов насыщения.
Товары «второй» необходимости
Это товары, спрос на которые изменяется пропорционально изменению доходов (ЕDI=1). Примерами таких товаров могут служить одежда, бытовая техника и др.