6,8K подписчиков

Сердце и душа Ирины Муравьёвой

2,7K прочитали
Аркадина, «Чайка» А.П.Чехова. Режиссёр Владимир Драгунов, постановка 1996 г.
Аркадина, «Чайка» А.П.Чехова. Режиссёр Владимир Драгунов, постановка 1996 г.

7 сентября отмечает творческий юбилей одна из наших самых известных актрис – ровно 30 лет назад в труппу Малого театра была принята Ирина Вадимовна Муравьёва.

При упоминании её имени сразу становится хорошо на душе. Муравьёва – это всегда радость встречи с настоящим искусством. «Карнавал», «Москва слезам не верит», «Самая обаятельная и привлекательная», «Мы, нижеподписавшиеся…», «Дуэнья», «Охота на лис» – эти и другие фильмы с участием Ирины Вадимовны не просто популярны – они сделаны на высочайшем уровне.

В кино актриса в основном играет современниц – благодаря театру она соприкасается с классической драматургией. Муравьёва выходит на сцену не так часто, как хотелось бы зрителям – за 30 лет она исполнила 13 ролей, но каждая из них стала заметным культурным событием. Театр даёт Ирине Вадимовне возможность открыть новые грани своего таланта, по-хорошему удивить. Сколько трагизма, неприкаянности и благородного достоинства было в её Раневской. Какой ужас внушала хлопотливая старуха Матрёна, с лёгкостью убивавшая людей.

От всей души желаем Ирине Муравьёвой крепкого здоровья, душевного благополучия и дальнейших творческих удач! Вашему вниманию предлагаются фрагменты материалов, опубликованных в газете «Малый театр» (№12-13, 2019 г.) – актрису поздравляют Юрий Соломин, Владимир Носик и Стефано Де Лука.

Ольга Петренко

ЮРИЙ СОЛОМИН:

«Наше знакомство состоялось по телефону. Ирина Вадимовна позвонила мне, представилась. Я сказал, что буду рад, если она придёт служить в Малый театр.

Она пришла – три месяца у неё не было работы, а потом появилась необходимость срочно вводить героиню в «Вишнёвый сад». Мне хотелось сохранить спектакль Игоря Ильинского. Я предложил ей роль Раневской. Ирина Вадимовна из тех актрис, у кого помимо таланта есть сердце и душа, которые помогают ей в работе.

Когда я начал работу над пьесой Островского «Лес», то пригласил Ирину Вадимовну на роль Гурмыжской. И это были замечательные репетиции.

Потом произошёл значительный перерыв, почти 10 лет, и во «Власти тьмы» Толстого она, на мой взгляд, нешаблонно и очень интересно сыграла Матрёну. В недавней нашей премьере – «Женитьбе» Гоголя, которую я выпускал на Большой Ордынке, – Муравьёва блестяще исполнила роль свахи. Здесь раскрылась другая грань её таланта – острохарактерная. В Ирине Вадимовне есть эта разносторонность: она может сыграть как комедийную героиню, так и трагическую.

Как актёр я работал с ней в «Чайке», где исполнял роль Тригорина, а она Аркадиной, и в спектакле «Филумена Мартурано», где она играла заглавную героиню, а я Доменико Сориано. Ирина Вадимовна – замечательный партнёр, и никогда не требует от тебя приёмов, чтобы выделить на сцене себя, – она из другой категории».

Владимир Носик:

«Ира может сыграть всё»

- Вам довелось быть партнёром Ирины Вадимовны и в театре, и в кино. Давайте начнём с Малого. Вот уже больше 10 лет на основной сцене идёт спектакль «Власть тьмы», где у Муравьёвой совершенно нетипичная роль – при всём своём безусловно положительном обаянии она играет отравительницу. Расскажите, пожалуйста, об опыте работы с Ириной Вадимовной в не совсем традиционных для неё обстоятельствах.

- Когда тебя травят, это не всегда приятно. Ира играет по-своему, но всё равно Матрёна – коварный и злой человек, завистливый. Это, конечно, необычная для неё роль. То, что Юрий Мефодьевич увидел в Ире Матрёну, меня, честно говоря, удивило. Но это очень правильный режиссёрский ход – идти от противного, так становится страшнее. Сыграть не традиционную для себя роль, которая доносила бы авторский замысел настолько выразительно, как это делает Ирина – большая актёрская удача. Думаю, что работа во «Власти тьмы» приносит ей профессиональное удовлетворение.

- Эта встреча случилась через несколько десятков лет после первой.

- Да, «Самую обаятельную и привлекательную» снимали в 1985 году. Должен сказать, что мы, хотя и только познакомились, очень хорошо понимали друг друга. Недавно Ира напомнила о курьёзной ситуации, случившейся на съёмках: в финале есть фраза, которую мы никак не могли произнести. Оба понимали её нелепость, но режиссёр сказал, что не будет менять «ни слова, ни запятой, ничего!» В итоге мы невольно довели его до белого каления, потому что всякий раз, когда подходило время произнести эту фразу, начинали смеяться. И чем больше пытались сдерживаться, тем сильнее нас разбирал смех. А после, в 1993 году, мы встретились на «Кинотавре», где я познакомился с мужем Иры Леонидом Эйдлиным. Тогда же она рассказала, что приглашена в Малый театр, на роль в спектакле «Волки и овцы». Я очень за Иру обрадовался, потому что всегда любил Малый. Тем более, здесь служили мой учитель и брат. При следующей встрече она сказала, что будет играть Раневскую в «Вишнёвом саде». Я смотрел Ирин ввод, и она произвела очень сильное впечатление – мне показалось, что это именно чеховская героиня, и та мысль, которую заложил Антон Павлович, донесена Ириной полностью. На первый взгляд, Раневская ведёт себя легкомысленно. Вместе с тем, она понимает нелепость своего положения, но не может ничего поделать. Вот этот переход из одного состояния в другое удавался Ире очень хорошо.

- Как Вам кажется, у неё есть своя тема в творчестве?

- Я думаю, у каждого актёра есть своя тема. Но ведь наша профессия зависит от многих сопутствующих моментов – от режиссёра, художника по костюмам, автора пьесы. Однако в том, что Ира универсальна, я не сомневаюсь. Она может сыграть всё, от комедии до трагедии. Я рад, что мы с Ирой служим в одном театре. Мы дружим, и получаем удовольствие от общения друг с другом.

- Актрис великое множество. Популярность Ирины Муравьёвой держится десятками лет. За счёт чего, по-Вашему, народная любовь сохраняется и приумножается все эти годы?

- Отвечу за себя, но, думаю, что одновременно и за каждого из зрителей – она просто очень обаятельная и привлекательная.

СТЕФАНО ДЕ ЛУКА:

«С момента премьеры «Филумены Мартурано» прошло уже шесть лет. И всё же репетиции этого спектакля до сих пор свежи в моей памяти. Для меня, неаполитанца, было большой честью работать вместе с труппой Малого театра над пьесой великого Эдуардо Де Филиппо. Я даже не знаю, как описать словами репетиции с Ириной Муравьёвой и Юрием Мефодьевичем Соломиным. Это непередаваемые эмоции.

И всё же от этого периода времени в памяти осталось ощущение простоты, невероятной внимательности к моим словам — такой, на которую способны только великие актёры. Ирина Муравьёва с самого начала прочувствовала глубину характера Филумены: простая женщина, ради любви к своим детям готовая на любые жертвы. Даже в самые трудные минуты — тогда, когда мужчина, которому она посвятила всю свою жизнь, решил её бросить, — Филумена способна на борьбу. Она сражается изо всех сил, не теряя при этом иронии и врождённой театральности. Я помню, когда мы репетировали монолог Филумены, тот, в котором она рассказывает о своей тяжёлой жизни в неаполитанских трущобах и о своей молитве Божьей Матери, у меня по телу пробежали мурашки. Голос Ирины Муравьёвой, звуки мандолин и в конце, словно на выдохе, реплика: «Дети есть дети». Казалось, что публика тоже вздрогнула на этих словах, настолько они её тронули.

У Ирины Муравьёвой и Юрия Мефодьевича Соломина получился превосходный тандем, они создали что-то невероятное. А Ирине Вадимовне роль Филумены даже принесла награду за лучшую женскую роль. Я уверен, её интерпретация этого персонажа понравилась бы и самому Эдуардо Де Филиппо, если бы он посмотрел наш спектакль: неаполитанка, итальянка, русская, но самое главное — мама».

Материал подготовили Ольга Петренко, Дарья Антонова