Найти тему

"Слово о полку Игореве": историческая основа, сюжет, основные темы.

Иллюстрации Павла Татарникова
Иллюстрации Павла Татарникова

  • Историческая основа "Слова..."

На рубеже 9-10 веков возникает государство с центром в Киеве. Оно расцветает к моменту правления Владимира Святославича (конец 10 - начало 11 века). Русь принимает христианство, устанавливает связи с Византией и странами Запада.

Ярослав разделил землю между пятью сыновьями. Что привело к обособленности земель, феодализму. Это ослабляло землю и делало ее беззащитной перед врагами.

Во второй половине 11 века появляется угроза в лице половцев. Они все время совершают военные походы на Русские земли. Часто князья, делая только хуже, заключали с ними договоры.

Так продолжалось до момента, когда на престол взошел Владимир Мономах (начало 12 века). Он объединил русские земли и очистил земли от половцев. Но после его смерти междоусобные войны вспыхнули с новой силой.

На престол восходит князь Святослав Вселодович (родился около 1125 года - умер в 1194). Во время его правления пишется "Слово...". Он становится князем в том момент, когда идет жестокая борьба между двумя княжескими родами: Ольговичами и Ростиславичами. Это привело к установлению "двоевластия": Святослав занял киевский престол, его соправитель - Рюрик Ростиславич.

До момента восхождения на престол Святослава сменилось двадцать восемь князей. Кто-то умер своей смертью, но многие стали жертвой раздробленности и борьбы за власть.

Святослав же постарался добиться устойчивой власти в государстве.

В 1170-е годы половцы начинают собирать силы. Не спит и Святослав. Он заручается поддержкой князей. Но не слишком успешно. Игорь - главный герой "Слова..." - отказывается помогать. Он желал самостоятельно победить половцев во главе с Кончаком.

В 1185 году Святослав узнает, что Игорь и Всеволод попытались победить половцев, но проиграли.

Из Ипатьевской летописи мы узнаем, что день похода Игоря было солнечное затмение. Войны увидели в этом недоброе знамение, но Игорь пошел дальше и попал в плен.

Половцы сразу вторглись в Русские земли, но были встречены войсками Святослава и Рюрика. Позднее Игорю удается спастись.

-2

  • Сюжет "Слова..."

Во вступлении певец зазывает начать рассказ о походе Игоря. Он противопоставляет себя древнему певцу Бояну, который любил растекаться мыслию по древу:

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орёл, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

Рассказчик хочет рассказать повесть со времен Владимира до Игоревых лет. Он собирается восславить Игоря, его подвиг.

Боян - певец, сказитель. Он назван вещим, но раньше это значило "колдовать", "ворожить". Певцов воспринимали как волшебников, способных своими речами околдовывать людей.

Фраза "мыслию по древу" имела иное значение. Она восходит к мифологическому представлению о мире. Мир был поделен на три части: небо, древо и земля. Древо соединяло небо и землю. Древо - символ жизни. У неба - орел. У земли - волк.

"Растекаться" - значит распространяться в разные стороны, как ветви дерева.

Автор "Слова..." в отличие от Бояна, который славил подвиги отдельных князей, собирается сравнивать нынешнее время с минувшим не в пользу первого.

В начале первой части Игорь ожидает брата Всеволода, чтобы пойти вместе в бой. Войско готово и рвется сражаться с врагами.

Игорь видит знамение:

Середь бела-дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

Он видит в этом что-то недоброе, но сдаваться не намерен.

Почему затмение воспринимается как нечто злое? Игорь был родом из Ольговичей. Так случилось, что двенадцать солнечных затмений совпали со смертью тринадцати князей Ольговичей.

23 апреля, когда выступает Игорь в поход, его именины. 1 мая - тринадцатое затмение в истории Ольговичей. Игорь знает, что его ждет смерть, но не останавливается.

Начинается гроза, птицы носятся, слышен свист зверей. Половцы бегут, узнав о нападении Игоря.

Все в природе жаждет остановить Игоря:

А беда несётся вслед за ним:

Птицы, поднимаясь над дубами,

Реют с криком жалобным своим,

По оврагам волки завывают,

Крик орлов доносится из мглы —

Знать, на кости русские скликают

Зверя кровожадные орлы;

Уж лиса на щит червлёный брешет,

Стон и скрежет в сумраке ночном…

О Русская земля!

Ты уже за холмом.

На следующее утро войска Игоря разгромили половцев и забрали их драгоценности и жен. Ночью все легли отдыхать. Но враг не дремлет: Кончак и Гзак уже мчатся отомстить врагу.

Утро предсказывает бедствие: вокруг тучи, заря красная. На реке Каяле происходит кровавая битва. Певец вспоминает о былых битвах и подвигах князей. О том, как Олег начал междоусобицу и ослабил земли Руси.

Уж с утра до вечера и снова —

С вечера до самого утра

Бьётся войско князя удалого,

И растёт кровавых тел гора.

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Мёртвыми усеяно костями,

Далеко от крови почернев,

Задымилось поле под ногами,

И взошёл великими скорбями

На Руси кровавый тот посев.

Битва шла несколько дней. На третий день половцы одолели войска Игоря и Всеволода и забрали их в плен. Половцы сразу пошли разорять Русские земли. Их встретил Святослав и уничтожил:

Игорь-князь и Всеволод отважный —

Святослава храбрые сыны —

Вот ведь кто с дружиною бесстрашной

Разбудил поганых для войны!

А давно ли мощною рукою

За обиды наши покарав,

Это зло великою грозою

Усыпил отец их Святослав!

Был он грозен в Киеве с врагами

И поганых ратей не щадил —

Устрашил их сильными полками,

Порубил булатными мечами

И на Степь ногою наступил.

Потоптал холмы он и яруги,

Возмутил теченье быстрых рек,

Иссушил болотные округи,

Степь до лукоморья пересек.

А того поганого Кобяка

Из железных вражеских рядов

Вихрем вырвал и упал — собака —В Киеве, у княжьих теремов.

Во второй части Святославу снится сон:

— С вечера до нынешнего дня, —

Молвил князь, поникнув головою, —

На кровати тисовой меня

Покрывали чёрной пеленою.

Черпали мне синее вино,

Горькое отравленное зелье,

Сыпали жемчуг на полотно

Из колчанов вражьего изделья.

Златоверхий терем мой стоял

Без конька и, предвещая горе,

Серый ворон в Плесенске кричал

И летел, шумя, на сине-море.

Бояре связывают сон с поражением Игоря и Всеволода.

Тогда Святослав произносит свое "золотое слово":

— О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не во-время напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги,

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время — без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

«Нашу славу силой мы возьмём,

А за ней поделим и былую».

Диво ль старцу — мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли, двинулось назад?

Ведь под самым Римовым кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой, —Горе князю в сече боевой!

Святослав разочарован поведением князей: их разобщенностью, трусостью, эгоизмом. Он готов защитить земли, но не может добиться помощи.

Святослав говорит о мощи, героизме русских князей и призывает их бороться за Русскую землю, за Игоря. Он хочет, что все объединились, так как междоусобица разрывает землю. Образцом великого князя Святослав называет Владимира Мономаха.

-3

Третья часть начинается с плача Ярославны:

— Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь.

Она призывает силы природы помочь Игорю в его беде. Прислушались они к Ярославне и помчались указывать дорогу Игорю.

Ночью слышит Игорь свист Овлура - половца. Они вместе, сопровождаемые силами природы, сбегают из плена. Все в природе радует спасению князя.

Он добирается домой, где все поют ему хвалебные песни:

Слава князю Игорю,

Буй-тур Всеволоду,

Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!

*в пересказе использованы комментарии А. Чернов

-4

  • О чем это произведение?
1. Эпос не о победе, а о поражении

Классические эпические произведения средневековья как правило рассказывали о герое, его битвах и победах. Здесь же мы видим обратный пример. Игорь идет в бой только с братом. Он жаждет славы и не дожидается помощи. Которая, кстати, согласно историческим источникам была бы, если он подождал пару лет.

Святослав планировал пойти в атаку на половцев, но в таком случае Игорь стал бы лишь одним из князей. А хочется личных достижений.

Поэтому поражение Игоря - закономерный итог, который он получил. Его чудесное спасение является возможностью для того, чтобы понять - один в поле не воин.

2. Призыв к объединению

Произведение отразило главное бедствие своего времени - отсутствие политического единства Древней Руси, вражду князей между собой, слабость обороны земель.

Игорь - показательный пример такого князя. Он нетерпелив, хочет помочь Родине. Но больше всего он желает остаться в истории. И это желание приводит к поражению.

3. Любовь к родине, пафос гражданственности.

"Слово..." не только описывает события, но дает оценку произошедшему.

Рассказчик - патриот, он переживает за судьбу Родины. Его речь то радостная, страстная, то печальная, гневная, даже скорбная. Он не боится критиковать, показывать свое мнение.

Автор словно произносит произведение вслух, оно и рассчитано на то, чтобы напевать его.

4. Связь с народной культурой

"Слово..." близко народным песням: хвалебным, народным плачам. В этом плане произведение соединяет и черты письменной литературы (письменное ораторское произведение), и устной традиции (плач и прославление).

Ораторская сторона связана с обращением к князьям с предложением организации военного похода. Устная часть призывает сплотиться в единое целое, чтобы победить врага.

5. Восприятие окружающего мира

Образ Русской земли - центральный, он очерчен с настоящей любовью. Русь - живое существо. Она изображена в динамике: черные тучи идут с моря, земля гудит, прах несется над полями. Природа предупреждает князя об опасности. Ярославна обращается именно к природе, чтобы она помогла спасти князя из плена.

Здесь же видно, как языческое мышление соседствует с христианским.

Пространство очень большое, безграничное. Отчего создается ощущение свободы.

Русская земля - это не только природа, но и народ. Мы узнаем о труде пахарей, горе жен, убитых мужьях, скорби народа после заточения Игоря.

-5

Материал основан на примечаниях к книге "Слово о полку Игореве", изд. "Молодая гвардия", 1981г.