147 подписчиков

Любимейший сериал по любимейшему роману («Гордость и предубеждение», 1995 г.)

114 прочитали

Являясь поклонницей творчества Джейн Остин, я с нежность отношусь ко всем ее произведением, но моей особенной любовью пользуется роман «Гордость и предубеждение». Думаю, что в этом я отнюдь не оригинальна. А среди множества воплощений на экране этого произведения, а мне удалось посмотреть 7 фильмов и сериалов, которые претендуют на звание экранизации, любимейшим является мини-сериал 1995 года по сценарию Эндрю Дэвиса, режиссер Саймон Лэнгтон.

Сплетни на балу в Меритоне. Пристальная внимание создателей фильма и к костюмам и к деталям обстановки.
Сплетни на балу в Меритоне. Пристальная внимание создателей фильма и к костюмам и к деталям обстановки.

Среди достоинств сериала прекрасная атмосфера старой Англии, пристальное внимание к деталям жизни того времени, красивые костюмы и очень приятный кастинг. Хотя, скажу честно, не все образы, созданные в сериале, сразу покорили мое сердце. Начав свое знакомство с этим произведением с книги, я уже имела свои собственные представления о героях. Но сериал оказался настолько хорош, что не только примирил меня с выбором режиссера, но образы, созданные на экране, срослись с героями произведения. Однако я постараюсь быть беспристрастной в суждениях.

На балу в Меритоне. Мэри Беннет и Мария Лукас забыли надеть перчатки. Невероятное упущение для 19 века.
На балу в Меритоне. Мэри Беннет и Мария Лукас забыли надеть перчатки. Невероятное упущение для 19 века.

Итак, в сериале 6 эпизодов по 50 минут каждый, что позволяет вписать сюжет романа без особых сокращений, и даже включить сцены, не описанные в книге. Должна сказать, что эти вставки в сериале получились очень удачными. Они позволяют лучше раскрыться образам главных героев, а также обозначить нюансы их чувств и расставить акценты.

Сцена купания в озере мистера Дарси стала, чуть ли, не визитной карточкой этого сериала. Она чудесным образом превратила главного героя в глазах зрителей из заносчивого гордеца, коим он представлялся после первых серий, в обычного человека, который может быть простым и естественным.

Трудно сохранять величественную невозмутимость в таком наряде. Приходится быть самим собой.
Трудно сохранять величественную невозмутимость в таком наряде. Приходится быть самим собой.

А как хороша сцена, где мистер Дарси видит Элизабет Беннет, играющую с собакой. После упомянутой выше сцены купания в озере, становится понятно, что мистера Дарси не в последнюю очередь привлекла естественность Элизабет, ее энергичность и непосредственность. Особенно, на контрасте с мисс Бингли, которая тем же вечером предложит Элизабет явно надуманную и вычурную прогулку по комнате. Добавленная сцена, которой не было в романе, лишь усилила контраст между героинями.

Или сцена когда Элизабет, перепутав комнаты, застает мистера Дарси одного в биллиардной. Ее поведение на грани невежливого, почти незаметный кивок, а мистер Дарси так явно ожидал другого. Его удар по шару так красноречив.

К сожалению, в фильм не вошли некоторые сцены и диалоги из романа, которые на мой взгляд очень хорошо раскрывают характер главной героини, ее сообразительность, лукавство, насмешливость и вместе с тем тактичность и деликатность. Это диалог про «поэзию, которая убивает любовь», цена с предложением протанцевать рил и сцена в саду Незерфильда, когда Элизабет убегает от компании сестер Бингли и мистера Дарси. Также очень жаль, что в фильм не вошла сцена эмоций миссис Беннет при известии о помолвке Элизабет. Уверена, что в исполнении Элисон Стэдмен, это вышла бы незабываемое зрелище.

Эмоции миссис Беннет
Эмоции миссис Беннет

Создатели сериала уделили много времени созданию достоверных костюмов и причесок 1810-13 годов (роман был опубликован в 1813 году, а исследователи пришли к выводу, что по совпадению праздников и дней недели, что действие романа происходит в 1811-1812 годах). Замужние дамы, как и положено, носят чепцы по утрам и более нарядные головные уборы вечером. У многих причесок, которые украшают головки героинь, есть прототипы на портретах той эпохи. Шляпки и капоры очаровательны.

Все костюмы сшиты для фильма из специально подобранных тканей и на конкретных артистов и поэтому все наряды хорошо сидят. Костюмы тонко подчеркивают разницу в финансовом положении семейства Беннет и сестер мистера Бингли. Почти все платья сестер Бингли шелковые, наряды богато отделаны и дополнены изрядным количеством драгоценных украшений. Кроме того, для нарядов сестер использованы ткани темных и насыщенных тонов, что говорит об их дороговизне. Ибо до 1856 года, когда были создан первый искусственный краситель, ткани насыщенных оттенков стоили гораздо дороже, светлых и пастельных. Сестры Беннет одеты гораздо беднее. Их повседневные платья сшиты из хлопка или шерсти, вечерние – конечно же, шелковые, но более лаконичные и простые. Украшения тоже весьма скромны. Впрочем, в 19 веке считалось, что незамужние девушки должны были выглядеть и одеваться скромнее замужних дам.

Однако, создатели сериала всё же допустили ряд вольностей, героини иногда щеголяют в дневные и утренние часы в платьях с открытым декольте, что конечно красиво, но совершенно не приемлемо для того времени. Дневные платья должны были быть или закрытыми или декольте должно быть прикрыто специально предназначенными для этого вставками или косынками. Шемизетки, канзу, фишу - все эти милые предметы одежды позволяли и прикрыть глубокий вырез и одновременно изменить внешний вид одного и того же платья, обеспечив таким образом разнообразие. Однако, общего впечатления от сериала это отклонение от исторической реалии не портит.

Действие в сериале развивается достаточно медленно, чтобы зритель незнакомый с книгой мог понять все перипетии сюжета, с другой стороны нет излишне затянутых сцен. Очень большой удачей сценариста считаю создание живых картинок для иллюстрации письма мистера Дарси к Элизабет. Это письмо один самых трудных моментов для перенесения на экран.

Эта экранизация радует нас натурными съемками. Все дома и интерьеры, которые мы видим на экране реально существующие здания, а не декорации .Мне импонирует выбор домов и дворцов, ведь они тоже, в какой-то мере, герои сериала. К архитектуре и интерьерам у меня особое отношение. Наверное, даже более трепетное, чем к костюмам. Сериал оставил в этом плане самое приятное впечатление. Даже барочная лестница Садбери-Холла, приписанная построенному в палладианском стиле Лайм парку не портит впечатления. Хотя, конечно, немного жаль, что интерьерные съемки не получилось сделать в Лайм-парке.

Хочется добавить, что актеры очень хорошо вписались в старинные интерьеры, комнаты кажутся обжитыми, нет ощущения пустоты и «музейности», которая иногда возникает при просмотре костюмированных фильмов.

Полное ощущение реально жилого пространства
Полное ощущение реально жилого пространства

Об этом сериале я могу говорить бесконечно, поэтому вряд ли обойдусь одной статьей. Продолжение следует!