Трагедия ярославского Локомотива. История гибели хоккейной команды

16K прочитали
Им бы всем - жить да жить. Еще столько планов впереди и столько свершений. Первая игра сезона - лишь маленький шажок к большой победе. Победе, которую достичь им было не суждено...

Им бы всем - жить да жить. Еще столько планов впереди и столько свершений. Первая игра сезона - лишь маленький шажок к большой победе. Победе, которую достичь им было не суждено...

В тот день 7 сентября 2011 года в Ярославле светило солнце, и сине-белый ЯК-42 авиакомпании "Як Сервис", совершавший чартерный рейс по маршруту Ярославль-Минск, должен был взлететь в голубое небо к белым облакам. Любимая многими команда Локомотив направлялась в столицу Белоруссии на стартовый матч очередного сезона Континентальной хоккейной лиги, где намеревалась сразиться с минским Динамо. Но, когда в Москве Куранты пробили 16:00, самолет, едва оторвавшись от земли, задел радиомаяк и врезался в берег реки Туношонка в месте впадения её в Волгу...

Не бывает первостепенных жертв и жертв второстепенных. Каждая смерть - это трагедия. И катастрофа, унесшая жизни 44 человек, до сих пор заставляет оплакивать каждого. Хоккеистов. Тренерский штаб. Администратора команды, врачей и массажистов. Экипаж самолета: пилотов и стюардесс. Им было от 19 до 52 лет...

Из находившихся на борту того злополучного рейса остался в живых только один - инженер Александр Сизов, который даже спустя 12 лет после трагедии категорически отказывается общаться на эту тему с кем бы то ни было.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Полумиллионный Ярославль в те дни гудел, как осиный улей. Еще-бы, именно здесь проводился международный политический форум с участием огромного количества гостей. В город съезжались именитые политики, сотни международных журналистов. Ожидалось прибытие Президента РФ Дмитрия Медведева. Из-за высокой загрузки ярославского аэропорта Туношна долго не могли определиться со временем вылета.

Аэропорт Туношна был создан на базе военного аэродрома, перешел в гражданское подчинение в 1998 году и рассчитан на прием до 15 самолетов в сутки. Пропускная способность пассажирского терминала - до 180 человек в час на внутренних авиарейсах и до 100 человек на международных авиарейсах. Беспрецедентные меры безопасности, связанные с проводимым мероприятием, снизили эти показатели, но гордости Ярославля - хоккейной команде Локомотив - они помешать не могли. "Локо" должен лететь!

Самолет Як-42Д, бортовой номер RA-42434, под управлением опытного экипажа, штатно готовился к вылету. Самолет не новый - выпущен в октябре 1993 года, но все необходимые процедуры технического обслуживания прошел вовремя, и никаких нарушений выявлено не было.

Спортсмены прибыли в Туношну примерно за час до вылета и проследовали на борт. В отличном настроении, в предвкушении хорошей игры. Загрузили багаж.

В 15:55 самолет приготовился к взлету. А дальше все пошло не по плану...

Позже эксперты назовут одной из причин трагедии невзвешенный багаж хоккейной команды. Из-за этого экипаж был не в состоянии адекватно оценить параметры взлета, не представляя массы машины. Самолет начал разгон не от края взлетной полосы, а с места руления, тем самым лишив себя нескольких сотен метров.

Наблюдая взлет со стороны, люди сведущие сразу заметили неладное: требуемая для взлета скорость не набиралась, стойка переднего шасси несколько раз пыталась оторваться от земли, но тщетно, а когда самолет прошел точку невозврата, стало ясно, что это - конец.

Лайнер выкатился за пределы взлетной полосы, пилотам удалось оторвать его от поверхности буквально на 5 - 6 метров, а затем он рухнул вниз в реку, задев крылом радиомаяк.

Взрыв потряс всю округу, вспыхнуло разлившееся топливо. Полыхала трава, земля и вода, обломки самолета. На водной глади реки разметало элементы салона, тела и хоккейную форму.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Практически сразу на месте трагедии оказались сотрудники внутренних дел и спасатели, дежурившие в аэропорту. Обожженные тела погибших вытаскивали из воды и укладывали на берегу.

Тела были почти не повреждены, на них было только белье и носки — вся остальная одежда (видимо, сделанная из синтетики) сгорела. Смотреть на них было почти физически больно. Больно еще и оттого, что без одежды явно видно, что все погибшие — молодые мужчины, высокие, прекрасно развитые, спортивные, - вспоминал тот день бывший пресс-секретарь ярославского УМВД Александр Шиханов.

Не в силах вытерпеть увиденное, кто-то из спасателей догадался бережно накрыть тела погибших красными свитерами Локомотива. Так и лежали они, увенчанные гербом любимой команды.

При падении Як-42 выжили двое. Инженера Александра Сизова, пытавшегося спасти одного из членов экипажа, спасатели вытащили в шоковом состоянии из воды. 26-ти летний хоккеист Александр Галимов вышел к спасателям сам и смог назвать свое имя.

Из-за проводившегося международного форума сразу возникла версия о теракте. К 17:00 охрана аэропорта Туношна была значительно усилена. На месте работали более 600 сотрудников правоохранительных органов и спецслужб.

К вечеру возле Арены-2000 стал собираться народ. Люди несли цветы и атрибутику клуба, устроив стихийный мемориал. Весть о том, что ярославский Локомотив в полном составе разбился в авиакатастрофе, потрясла город.

Второй акт трагедии разыгрался после девяти часов вечера возле морга, куда начали свозить тела и приглашать родственников для опознания. До последнего момента у близких оставалась надежда, что авиакатастрофа произошла где-то там, в другом месте, с другими людьми, в другой жизни... Но столкнувшись со смертью лицом к лицу, всё стало ясным.

Кто-то падал в обморок, с кем-то случилась истерика... Врачи помогали всем. Боль от потери была всеобъемлющая.

К утру следующего дня, 8 сентября, поиски погибших завершились. Спасатели обнаружили все 43 тела.

9 сентября в Ярославле был объявлен траур.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

10 сентября, когда на прощание в Арене-2000 выставили закрытые гробы с фотографиями спортсменов, в Ярославле лил дождь. Природа скорбела вместе с людьми. Но ничто не могло остановить желающих прийти и поклониться в память о любимой команде. Человеческое море, ощетинившееся тысячами зонтов, разлилось перед спорткомплексом. В общей сложности проститься и возложить цветы к портретам хоккеистов пришли более 100 тыс. человек.

14 человек из команды "Локомотив" были похоронены рядом на Леонтьевском кладбище.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Саша всегда уходил с поля последним, - обсуждали болельщики, свято верившие, что их любимец, Александр Галимов оправится от травм.

Он и в этот раз не хотел уходить.

Когда его, еще в сознании, доставили в Ярославскую клиническую больницу имени Н.В. Соловьева, Саша просил окружающих поговорить с ним, точно знал, что, закрыв глаза, уже не откроет их никогда. К нему пропустили жену и родителей.

Сашка Галимов, ты должен жить! Держись! Мы все с тобой!! Молимся за тебя! - написал по-русски в англоязычном блоге в Twitter нападающий "Вашингтон Кэпиталз" Александр Овечкин.

Александр Галимов до последнего боролся за жизнь. Он умер в ожоговом отделении Института хирургии имени Вишневского в Москве на 5-й день после авиакатастрофы не приходя в сознание.

Версия с терактом отпала практически сразу. А спустя 3 года после трагедии, 2 ноября 2014 года, МАК опубликовал окончательный отчет с описанием причин, приведших к авиакатастрофе. Основными были названы нарушения, допущенные при подготовке пилотов и допуску их к полету, а также ошибочные действия самого экипажа.

Согласно выводам комиссии, непосредственной причиной трагедии стали неправильные действия одного из пилотов (выяснить, кого именно, не удалось), непроизвольно нажимавшего на тормоз. Дело в том, что имевшие большой опыт налёта на Як-40, летчики перенесли его на Як-42: в первом случае расположение ног на педалях тормоза без нажатия допустимо, во втором - вызывает эффект торможения. Работа тормозной системы не позволила самолету вовремя оторваться от взлетной полосы.

Но несмотря на стремительное развитие нештатной ситуации, экипаж не прекратил взлет, а продолжил набирать скорость. В результате чего самолет выкатился за пределы полосы почти на полкилометра и, едва оторвавшись, завалился на бок, столкнувшись с землей.

Шансов выжить ни у экипажа, ни у пассажиров практически не было.

Кроме того, комиссия отметила факт обнаружения в крови второго пилота следов фенобарбитала, замедляющего работу центральной нервной системы, а также развивающийся полинейропатический синдром (множественное поражение периферических нервов) проявляющееся нарушением координации ног и их чувствительности. С таким диагнозом допуск к полетам категорически воспрещен.

Однако назначенная Следственным комитетом судебно-медицинская экспертиза фактически опровергла заявление Авиационного комитета, сделав вывод о нормальной работоспособности конечностей второго пилота. Как так вышло, наверное, могут пояснить только специалисты.

Окончательный вывод МАК гласит, что основной причиной трагедии стали...

...несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега. В момент схода самолёта с ВПП и перекладки стабилизатора в положение ~10 градусов КВС, вероятно, попытался прекратить взлёт, отклонив колонку штурвала «от себя», но после фразы второго пилота: «Чё ты делаешь-то?!» вернул штурвал в прежнее положение. Почти в это же время бортмеханик, вероятно, отреагировав на действия КВС, но без его команды убрал все РУДы на «малый газ», но тут же одновременно последовала реакция второго пилота: «На х… ты!» и команда КВС «Взлётный», и РУДы были возвращены в прежнее положение. Однако из-за приёмистости двигателей взлётные обороты восстановились только через 6 секунд. Всё это привело к снижению скорости. МАК отмечает, что действия второго пилота не соответствовали его фактическим должностным обязанностям. По сути, в экипаже присутствовало два лидера, при этом авторитет второго пилота был выше.

В сентябре 2015 года суд признал заместителя генерального директора по организации лётной работы авиакомпании «Як-Сервис» Вадима Тимофеева виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта с тяжкими последствиями), приговорил к 5 годам лишения свободы. Благодаря амнистии, объявленной в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Тимофеева освободили прямо в зале суда.

Вадим Тимофеев. Фото РИА Новости
Вадим Тимофеев. Фото РИА Новости

Своей вины Тимофеев не признал, как и отверг версию о неверных действиях экипажа:

Я не верю, что пилоты жали на тормоза в течение такого длительного времени, и никто из летчиков не верит... Экипаж был хорошо подготовлен и до катастрофы пилоты на этом же самолете налетали не менее 60 часов, совершая авиарейсы в Махачкалу, Томск, Ригу, Актюбинск...

Следственный комитет прекратил уголовное дело об авиакатастрофе только в ноябре 2017 года, согласившись с выводами комиссии о вине пилотов Як-42, и закрыл дело в связи со смертью подозреваемых.

Все, конец! Хронология авиакатастрофы в переговорах пилотов

Экипаж готовится к взлету. Не зная точной массы загруженного багажа и, соответственно, массы самолета, пилоты выбирают положение стабилизатора. Делают это буднично, не подозревая, что находятся на пороге неминуемо приближающейся гибели.

15:51:32. Второй пилот (2П). Сколько тебе? Девять?

15:51:35. Командир (К). Восьмерку, наверное.

15:51:36. 2П. Восемь с половиной.

Точно так же они решают поднимать самолет на номинальном режиме работы авиационных двигателей (вместо взлетного, обеспечивающего максимальную мощность и тяговое усилие), допустимом для использования на незагруженном воздушном судне.

Як-42 с хоккейной командой Локомотив вырулил на ВПП. Экипаж в качестве "рубежной" скорости, при которой должен произойти отрыв стойки переднего шасси от полосы, определяет 190 км/ч. В случае, если отрыва не происходит, самолет должен начать торможение.

Начинается разгон...

15:58:59. Б (бортмеханик). Скорость растет. Параметры в норме. 130, 150, 170, 190.

Шасси подпрыгивает, но не отрывается от земли. Скорость растет, пилоты продолжают с усилием тянуть штурвал на себя.

15:59:31. Б. 220... 230.

15:59:37. 2П. Мы мало, наверное, стабилизатор развернули.

15:59:41. К. Взлетный! Взлетный!

Точка невозврата пройдена. Командир наверняка понимает, что отказ от взлета приведет к катастрофе и принимает решение идти до конца.

15:59:41. Б. 250.

15:59:42. К. Взлетный! Стабилизатор!

Як-42 выкатывается со взлетной полосы на грунт. Командир судна отпускает штурвал, прижимая нос самолета к земле. Что он хотел сделать, никто уже не узнает. Но бортмеханик, видимо подумав, что командир решил прекратить взлет, переводит двигатели на малый газ. Скорость начинает падать.

Второй пилот, понимая, что последствия будут необратимыми, кричит на всех...

Пилоты вновь тянут штурвал на себя, упираясь что было мочи ногами в пол. Эксперты потом оценят усилие, прилагаемое к штурвальной колонке, в 70 кгс - это немало. Бортмеханик врубает полную мощность и...

15:59:48. К: Взлетный!!!

15:59:49. 2П: На х@@ ты!

Пробежав более 450 м по грунту, Як-42, наконец, отрывается от земли, поднимается на несколько метров, ударяется крылом о маяк и заваливается на левый борт.

15:59:55. К. Бл@ь!

15:59:56. 2П. Андрюха!

15:59:57. К. Всё! П@@@@ц!

Монумент "Хоккейное братство" в память о погибшей в авиакатастрофе команде Локомотив. Фотография из открытых источников
Монумент "Хоккейное братство" в память о погибшей в авиакатастрофе команде Локомотив. Фотография из открытых источников

Мы будем их помнить. Погибшие в авиакатастрофе в аэропоту Туношна 7 сентября 2011 года

Состав хоккейной команды Локомотив:

Вратари

1. Вьюхин Александр Евгеньевич, 38 лет
2. Лив Стефан Даниэль Патрик, 30 лет

Защитники

3. Аникеенко Виталий Сергеевич, 24 года
4. Баландин Михаил Юрьевич, 31 год
5. Дитрих Роберт Генрихович, 25 лет
6. Калимулин Марат Натфуллович,23 года
7. Рахунек Карел, 32 года
8. Скрастиньш Карлис Мартинович, 37 лет
9. Траханов Павел Сергеевич, 33 года
10. Урычев Юрий Олегович, 20 лет
11. Шувалов Максим Алексеевич, 18 лет
12. Салей Руслан Альбертович, 36 лет

Нападающие

13. Васюнов Александр Сергеевич, 23 года
14. Вашичек Йозеф, 30 лет
15. Демитра Павол, 36 лет
16. Калянин Александр Игоревич, 23 года
17. Кирюхин Андрей Анатольевич, 24 года
18. Клюкин Никита Сергеевич, 21 год
19. Марек Ян, 31 год
20. Остапчук Сергей Игоревич, 21 год
21. Снурницын Павел Сергеевич, 19 лет
22. Собченко Даниил Евгеньевич, 20 лет
23. Ткаченко Иван Леонидович, 31 год
24. Чурилов Геннадий Станиславович, 24 года
25. Ярчук Артем Николаевич, 21 год
26. Галимов Александр Саидгереевич, 26 лет

Тренерский штаб

27. МакКриммон Брэд Байрон (главный тренер)
28. Королев Игорь Борисович (старший тренер)
29. Карповцев Александр Георгиевич (тренер)
30. Кривоносов Николай Иванович (тренер)
31. Сидоров Евгений Владимирович (тренер-методист)

Прочий персонал

32. Бахвалов Юрий Алексеевич (техник)
33. Беляев Александр Владимирович (техник/массажист)
34. Зимин Андрей Валерьевич (врач)
35. Куннов Евгений Геннадьевич (массажист)
36. Кузнецов Вячеслав Михайлович (массажист)
37. Пискунов Владимир Леонидович (администратор)

Экипаж самолета

  1. Андрей Анатольевич Соломенцев (командир воздушного судна)
  2. Игорь Константинович Жевелов (второй пилот)
  3. Сергей Валерьевич Журавлёв (бортмеханик)
  4. Елена Александровна Сарматова (стюардесса)
  5. Надежда Музафаровна Максумова (стюардесса)
  6. Елена Михайловна Шалина (стюардесса)
  7. Владимир Юрьевич Матюшкин (инженер по наземному обслуживанию планера и двигателей)
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Спасибо, что дочитали до конца.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк)))

По всем вопросам пишите на time.text@yandex.ru