Если объяснять простым языком, то гидрокрекинг – это технология отчистки, которая «меняет» простое минеральное масло на высококачественное синтетическое.
Гидрокрекинг — один из видов крекинга, переработка высококипящих нефтяных фракций, мазута, вакуумного газойля или деасфальтизата для получения бензина, дизельного и реактивного топлива, смазочных масел, сырья для каталитического крекинга и другого. Процесс осуществляемый с использованием водорода с целью уменьшения молекулярной массы компонентов сырья и изменения пропорций, в которых эти компоненты встречаются.
Крекинг, крекирование, крекинг-процесс — разложение нефтяных продуктов в специальных установках при температуре 450—550°С, во многих случаях — с применением высокого давления и катализатора; при крекировании происходит расщепление тяжелых малоценных продуктов на более ценные продукты (бензин, газолин и др.) Крекинг это высокотемпературная переработка нефти и её фракций с целью получения, как правило, продуктов меньшей молекулярной массы — моторного топлива, смазочных масел и т. п., а также сырья для химической и нефтехимической промышленности. Крекинг протекает с разрывом связей С—С и образованием свободных радикалов или карбанионов. Одновременно с разрывом связей С—С происходит дегидрирование, изомеризация, полимеризация и конденсация как промежуточных, так и исходных веществ. В результате последних двух процессов образуются т. н. крекинг-остаток (фракция с температурой кипения более 350 °C) и нефтяной кокс.
Процесс:
Проводят действием водорода при 330—450 °С и давлении 5-30 МПа в присутствии никель-молибденовых катализаторов. В процессе гидрокрекинга происходят следующие превращения:
1. Гидроочистка — из сырья удаляются сера-азотсодержащие соединения;
2. Расщепление тяжёлых молекул углеводорода на более мелкие;
3. Насыщение водородом непредельных углеводородов.
В зависимости от степени превращения сырья различают лёгкий (мягкий) и жёсткий гидрокрекинги.
Лёгкий гидрокрекинг — процесс, проходящий при давлении 5 МПа и температуре 380—400 °С и избытке водорода в одном реакторе (стадии), который направлен на получение дизельного топлива и сырья каталитического крекинга.
Жёсткий гидрокрекинг — процесс, проходящий при давлении 10 МПа и температуре 380—400 °С и избытке водорода в нескольких реакторах (стадиях), который направлен на получение дизельного топлива, керосиновых и бензиновых фракций.
А теперь к сути, гидрокрекинг – хорошо или плохо?
Спор на эту тему возникает по причине того, что все, кто разбирается в этом, поделились на два лагеря: одни за, другие против. Противники аргументируют свое мнение тем, что гидрокрекинг – минералка, которую выдают за синтетику.
Но многие путают технологию и маркетинг. Когда Вы покупаете масло, не стоит верить словам Full Synthetic на упаковке, т.к. это, как правило, исключительно маргетинговый ход.
Наше законодательство признало такую подачу допустимой. В то время, как в Германии с этим все очень строго. Если на масле, покупаемом на их территории, есть такая надпись, то это 100% синтетическое масло.
У нас же эти слова на канистре не гарантируют ничего, поэтому, купив масло, ссылаясь исключительно на слова Full Synthetic, не стоит удивляться, что это может оказаться все что угодно.
На деле же если четко придерживаться технологии синтеза и с умом подходить к производству, можно получить масло, ничем не уступающее синтетическому.
Что касается преимуществ гидрокрекингового масла, то к ним можно отнести:
отличные вязкостные характеристики;
стойкость к формированию отложений (даже при продолжительном применении);
минимальную агрессивность к эластомерам;
устойчивость к окислительным процессам;
высокие параметры снижения трения (если сравнивать с той же «синтетикой»);
наличие в основе качественных присадок;
невысокую цену.
Единственный минус гидрокрекингового масла — сравнительно быстрое старение, менять его приходится чаще, чем синтетическое.
Стоит отметить, что гидрокрекинг позволяет получать масло II, III, IV групп. На данный момент эти группы являются одними из лучших и чаще используется.
Группа II – это базовые масла, полученные путем гидрокрекинга и изомеризации. Они часто используются в минеральных маслах, продаваемых сейчас на рынке. Группа 2 базовых масел значительно превышают базовые масла группы 1 по степени очистки. Это означает, что масла, полученные из базовых масел группы 2 и набора присадок, будут иметь большие интервалы замены, и меньше подвержены окислению.
Группа III - базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга (НС-технология).
В ходе специальной обработки улучшают молекулярную структуру масла, приближая по своим свойствам базовые масла группы III к синтетическим базовым маслам IV группы. Не случайно масла этой группы относят к полусинтетическим (а некоторые производители даже к синтетическим базовым маслам).
В качестве примера рассмотрим наше масло AGRIMOT ULTRATEC 10W-40 с классификацией API CF/CF-4/SL/SN ACEA E4, подходящее для Mack EO-N, MAN M 3277, MB-Approval 228.5, Renault Trucks RXD/RLD-2, Scania LDF-3, Volvo VDS-3, VOITH Class A, DAF, IVECO.
Это высококачественное моторное масло, изготовленное по синтетической технологии, для тяжело нагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Рекомендуется для максимально длинных интервалов замены. Моюще-диспергирующие и противоизносные свойства сохраняют чистыми наиболее уязвимые детали двигателя и позволяют контролировать выделение сажи и образование различных отложений. Легкий холодный пуск.