Извещение при закупках среди субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ

Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

Извещение об осуществлении закупки, по мнению автора настоящей статьи, играет ключевую роль в закупках по Закону № 223-ФЗ, проводимых среди субъектов МСП.

Напомним, что п. 20 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках отдельных видов юридических лиц, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, предусматривает, что если заказчик намерен провести закупку исключительно среди указанных субъектов (с последующим учетом такой закупки в 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, предусмотренных названным постановлением), то в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что участниками такой закупки могут быть только субъекты МСП.

Известно, что в отдельных закупках документация о закупке может отсутствовать. Например, при проведении заказчиком конкурентной закупки способом запроса котировок либо при осуществлении закупок неконкурентными способами. Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки должно присутствовать во всех открытых закупках без исключения: как в конкурентных, так и в неконкурентных. Если извещение об осуществлении закупки не размещается на официальном сайте ЕИС (даже если такое извещение об осуществлении закупки размещается на электронной площадке заказчика в открытом доступе), то такую закупку нельзя, по мнению автора, в полной мере считать открытой, т.к. доступ широкого круга участников к ней изначально ограничен. Только участники закупки, которые мониторят площадку заказчика, могут знать о ее проведении.

Именно по этой же причине для заказчиков, попавших под санкции, исключена из постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 обязанность проводить закупки среди субъектов МСП, т.к. постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 и ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ им запрещено размещать информацию о любых проводимых закупках на официальном сайте ЕИС. Следовательно, размещение на официальном сайте ЕИС извещения, в котором указано про ограничение участия, является ключевым аспектом того, чтобы конкретную закупку признавать проводимой среди субъектов МСП или не признавать таковой. Если у заказчика, например, в положении о закупки ничего не указано про размещение извещения на официальном сайте ЕИС, то такое извещение также необходимо размещать, чтобы учесть данную закупку в 20%, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

Приведем пример. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ информация о закупке у единственного поставщика может быть размещена на официальном сайте ЕИС в случаях, предусмотренных положением о закупке. Если такие случаи в положении не предусмотрены, то возможность размещения такой информации является спорной. Таким образом, чтобы учитывать в 20% договоры, заключенные с субъектами МСП по основаниям закупки у единственного поставщика, по указанным договорам (закупкам) необходимо размещать извещение на официальном сайте ЕИС, а сама возможность такого размещения должна быть предусмотрена положением о закупке.

Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 9 (109), сентябрь 2023 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:

И на Рутуб: https://rutube.ru/video/4bc89da67d35fcac26c8a567900138c9/