Требование об отсутствии УЗ в РНП по общей и специальной нормам (Закон № 44-ФЗ)

Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок
Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок

В настоящей статье рассмотрены изменения, затрагивающие вопрос установления требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, внесенные в Постановление № 2571 еще в 2022 году. Актуальность данного вопроса в настоящее время обусловлена сложившейся правоприменительной практикой и сложностями, возникающими у заказчиков при установлении такого требования. Суть изменений – введение обязанности для заказчиков устанавливать требование об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, в том числе об иных лицах, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

Такая обязанность появляется в случае, если в закупке не предъявили аналогичное требование об отсутствии данных в РНП по общим основаниям в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (требование об отсутствии в РНП по данным (общим) основаниям в настоящее время остается правом заказчика), а участника и иных лиц в соответствии с Законом № 44-ФЗ включили в реестр после того, как от контракта отказались из-за санкций и (или) ограничений в отношении заказчика.

Следует напомнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

С появлением данной нормы появилась и интересная практика, которую нельзя не упомянуть при рассмотрении данного вопроса.

Так, в настоящее время существует две позиции контрольных органов.

1. Два требования об отсутствии информации в РНП (по общей и специальной нормам) устанавливать нельзя (пример: решение Псковского УФАС России от 24.01.2023 по делу № 060/06/31-18/2023).

2. Противоположная позиция, которая поддерживает возможность установления двух таких требований (пример: решение Белгородского УФАС России от 16.01.2023 по делу № 031/06/49-8/2023).

С целью минимизации рисков рекомендуем заказчикам не устанавливать два требования одновременно, а выбирать, по какому именно основанию информация об участнике не должна быть в РНП: только по специальному или по всем имеющимся (включая специальное).

Так как рассмотренные изменения вносились в Постановление № 2571, регулирующее до вступления в силу таких изменений только установление дополнительных требований к участникам, у некоторых заказчиков сложилось ложное мнение о том, что норма, обязывающая устанавливать требование об отсутствии в РНП информации по спецоснованию распространяется только на закупки, в которых устанавливаются дополнительные требования.

По данному поводу Минфином России дано разъяснение в письме от 27.06.2022 № 24-01-09/61077 «O применении ПП РФ от 23 мая 2022 г. № 937 «О внесении изменений в ПП РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571».

В письме сказано, что требование об отсутствии в РНП информации по спецоснованию устанавливается заказчиком при осуществлении любых закупок любых товаров, работ, услуг (то есть, не только при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, содержащихся в приложении к Постановлению № 2571).

Автор статьи: Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 9 (109), сентябрь 2023 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:

И на Рутуб: https://rutube.ru/video/d090065ee9a0b6cff3fa82cc25025dc5/