Найти в Дзене
Воспитание сказкой

Должно ли у ребёнка быть свободное время?

В последнее время, среди родителей бытует такое мнение, мол, ребёнок должен быть всегда чем-то занят, чтобы не хватало времени на глупости. И вот, мамы и папы, стоит лишь малышу встать на ножки, пытаются распланировать день своего чада так, чтобы у него не оставалось ни одной свободной минуты. Танцы, спортивные секции, музыкальная школа, рисование и так далее. И ведь, действительно, времени на глупости у ребёнка совершенно не остаётся. Вот только хорошо это или плохо? Давайте разберёмся.

Детство- это пора активного исследования окружающего мира, изучения других людей. Играя с детьми, совершая ошибки в общении с ними, подчиняясь правилам игры или нарушая их, малыш учится делать выводы, учится договариваться, отстаивать свои интересы, строить отношения. Лишённый всего этого ребёнок, вырастит слабым, неустойчивым к стрессам, беспомощным и подверженным чужому влиянию.

- А причём тут кружки и секции? – спросит кто-то.

А при том, что находясь постоянно под наблюдением взрослых, воспитателей, учителей, тренеров и наставников, ребёнок не в состоянии сам планировать свой досуг, распределять своё время, выбирать с кем дружить, а с кем спорить, находить темы для разговоров. Его постоянно направляют, контролируют, указывают, как надо делать, а как не надо. И вот, получив с возрастом долгожданную свободу, молодой человек теряется, не зная, что с этой свободой делать. Вот почему порой аккуратненькие, талантливые, умненькие детки из приличных семей, некогда посещавшие музыкалку и художественную школу попадают в дурные компании.

Ещё одной опасностью перенасыщенности занятиями является переутомление ребёнка. Давайте рассмотрим день школьника. Утром он отправляется в школу, затем, спешит в музыкалку, после на плавание или танцы, оттуда, домой, где ждёт репетитор по английскому, ну а перед сном – выполнение домашней работы. И везде нужно быть, ну пусть не лучшим, но хотя бы не упасть в грязь лицом. А вы, дорогие взрослые, смогли бы выдержать подобный темп? Нервные срывы, снижение иммунитета, ночные кошмары, головные боли и потеря аппетита – всё это результат переутомления.

- Мы не заставляем, он сам хочет ходить на дополнительные занятия? – скажут некоторые родители.

Дорогие взрослые! Ребёнок и космонавтом захочет быть, но вы ведь не поспешите отправлять его в открытый космос, правда? Дети лишены самокритики, им кажется, что они всё смогут, что у них всё получится. Они недальновидны и полны энергии и об утомлении уж точно не задумываются. К тому же, на некоторые кружки ребёнок желает записаться не по причине того, что ему нравится танцевать или петь, а за компанию с другом или подружкой.

Так что же делать? Ведь каждому родителю хочется видеть своё чадо эрудированным, гармонично развитым, разносторонним. И как справиться с чувством вины от того, что в городе столько секций, кружков и школ искусств, а ребёнок, вместо того, чтобы заниматься делом, гоняет мяч во дворе.

Во-первых – человек не может и не должен знать всего и разбираться во всём. Потому, не вините себя, что не отдаёте свою девочку на карате, а мальчика на бальные танцы. Развивайте в ребёнке тот талант, который у него, действительно, есть. Ведь главное качество, а не количество.

Во-вторых – не корите себя, а уж тем более ребёнка за то, что соседский сын постоянно играет гаммы, а ваш гоняет на самокате. Поверьте, ребёнок занимается отнюдь не ерундой. Он насыщает свой мозг кислородом, тренирует мышцы ног и получает опыт общения с другими людьми.

В-третьих – проводите больше времени со своим ребёнком. Поверьте, это будет гораздо полезнее, чем постоянное, изнуряющее общение с чужими людьми, пусть и несущими знания.

Ну, а сейчас, предлагаю вашему вниманию сказку.

Потерянное детство

Аня и Михаил Бузкины очень любили своего сынишку Вадика и мечтали, что он станет знаменитым. Кем? Ну, да какая разница? Может, художником, может, музыкантом, а может и танцором. Главное, все вокруг будут знать и восхищаться их ребёнком. И вот, каждый день, после того, как заканчивались уроки в школе, Аня приезжала за сыном, и они колесили по городу. С начала – музыкальная школа, потом – бассейн, после- танцевальная студия, а по четвергам ещё и уроки английского. За уроки семья Бузкиных садилась уже поздно вечером, когда Вадик уже начинал зевать и клевать носом.

- Я тоже устала, - увещевала Аня, если сын жаловался на головную боль.

- Будь мужиком! Не ной! – строго говорил Михаил, и мальчик, превозмогая усталость и боль в висках пытался разобраться, чему всё-таки равен этот противный икс.

От усталости, цифры представлялись злыми тётками и толстыми дядьками, неугомонными хулиганистыми мальчишками и капризными девчонками. Они ссорились между собой, ходили друг к другу в гости, смеялись и грустили. Наконец, когда задачки с горем пополам были решены, мальчик ложился в постель и засыпал почти без сновидений. А утром мама вновь будила его в школу.

Вадим был ребёнком послушным и, боясь огорчить родителей, делал вид, что ему нравится ходить на все эти секции и кружки. Хотя, на самом деле, он бы с удовольствием покатался с горки, помахал клюшкой на хоккейном поле или поспал. Однако, мамочка и папочка постоянно твердили ему:

- Вадик, если не хочешь мести дворы, убирать мусор и мыть подъезды, ты должен хорошо учиться и всё-всё знать.

И Вадим старался, как мог.

Однажды, Аня и Михаил заметили, что лицо их сынишки покрылось морщинами.

- Что это такое? – встревожилась Аня. – Наш сынок стал походить на старика.

- Нужно немедленно вызвать врача, - заявил Михаил.

Однако, врач, осмотрев мальчика, беспомощно развёл руками, сказав, что сталкивается с подобным впервые, выписал анализы, на всякий случай, и ушёл.

На следующий день, у Вадима поседели на голове волосы и согнулась дугой спина. Теперь в нём было совершенно не узнать ученика третьего класса. Мальчик превратился в старика.

- Что же теперь делать? – расплакалась Аня. – Вадик, сынок, у тебя что-то болит?

Мальчик же, лениво открывал сонные глаза, удивлённо поднимал седые брови и качал головой. Как любому старику, ему хотелось спать, и чтобы никто не шумел.

- Сын, может тебе конфет купить? Может, в кино сходим? – спрашивал встревоженный Михаил.

- Спасибо, - отвечал Вадик скрипучим старческим голосом. – Мне ничего не нужно, только покой.

Родители звонили врачам, искали информацию в интернете, но никак не могли найти ответа на волнующий их вопрос.

Но вот, в один из дней, Аня, на каком-то форуме, нашла контакты потомственной колдуньи, живущей в глухой деревне. Поразмыслив, взвесив все «за» и «против», отчаявшиеся родители решили отправиться к ней за помощью.

Ехали они долго, через поля, лесопосадки, проезжая другие города и посёлки. Всё это время, Вадим спал, сохраняя суровое выражение на морщинистом лице.

Наконец, навигатор сообщил, что их маршрут окончен. Михаил сприпорковался возле ветхой избушки, вышел из машины и постучал в узкое, грязное от пыли окошко.

- Чего надо? – недовольно спросила сгорбленная старуха, выйдя на крыльцо?

- Помоги нашему сыну! – взмолилась Аня. – Он стареет с каждым днём, а ведь был таким весёлым, таким милым мальчуганом.

- Верю, что именно таким он и был, - покачала головой колдунья, глядя на Вадика. – Но вы лишили его детства. Он не играл, не прыгал и не бегал, а только учился, учился и учился, и вот вам результат.

- Но мы хотели, чтобы у нашего сына было блестящее будущее. Чтобы он гармонично развивался! – воскликнул Михаил.

- Врёшь! – колдунья погрозила сморщенным пальцем. – Вам хотелось утереть нос своим знакомым, хотелось, всем и всюду рассказывать о достижениях своего ребёнка, выделиться из толпы таких же родителей, ну и ещё, снять с себя ответственность.

- Как это? Да что вы такое говорите? – возмутились родители. Они рассчитывали на сочувствие, на помощь, но никак не на обвинения и выговор.

- А то и говорю! – старуха в сердцах топнула ногой. – Вместо того, чтобы самим заниматься воспитанием сына, гулять с ним, ходить в цирк или кино, волноваться, когда он отправляется на улицу играть с друзьями, вы передавали его в руки учителей и тренеров. Так ведь гораздо проще, не правда ли? Вы не желали замечать, как устаёт ваш ребёнок, с какой тоской смотрит на мальчишек, гоняющих мяч во дворе. И детство ушло от вашего мальчика, ведь его так настойчиво гнали прочь.

- А можно его вернуть? – робко спросила Аня, понимая, что сочувствия от этой суровой женщины она не получит, а ещё, чётко осознавая, насколько колдунья права. Аня действительно любила всем и каждому хвалиться медалями и грамотами сына, ну и радовалась, тому, что сын находится под присмотром весь день, что не приходится ей – Ане, искать сорванца в чужих дворах, обрабатывать его синяки и ссадины, покупать новую одежду взамен разорванной в очередной мальчишеской драке. Да и сам Вадик с удовольствием посещал все эти секции и кружки, не бунтовал, не отказывался выполнять задания.

- Можно. – ответила старуха и тут же крикнула: - Маруська!

На крыльцо выскочила рыжая девчушка лет девяти, в лёгком сарафанчике, покрытая мелкими золотистыми веснушками, с открытой улыбкой на лице.

- Помоги этой семье детство отыскать! – велела она.

Девчонка улыбнулась и махнула тоненькой ручкой, приглашая семью Бузкиных следовать за собой.

Идти пришлось не долго. Вскоре путники оказались возле пруда.

- Вон оно, на противоположном берегу, в камышах прячется! – крикнула девочка, указывая на мохнатый рыжий шарик с пушистым хвостом и круглыми, словно спелые сливы, глазами. – Поплыли!

Бузкины ринулись в реку. Однако, рыжий комок, хлопнув глазками и помахав хвостом, подпрыгнул и исчез.

- Всё, убежал, - констатировал Вадик и тяжело, по-старчески вздохнул.

- Ничего страшного! – засмеялась девчонка. – Поймаем его в лесу. Оно очень малину любит, туда и пойдём.

В лесу было прохладно, пели птицы, скрипели под подошвами ботинок сухие ветки, и Вадик, впервые за это время, улыбнулся.

Маруся привела Бузкиных к кустам, усыпанным малиной и велела ждать появления детства. Пока ждали, лакомились малиной и разговаривали. Маруся рассказывала, как помогает бабушке по хозяйству, как ловит рыбу в пруду вместе с соседскими мальчишками, как ходит в лес за грибами, как в жару купается в пруду и загорает.

За разговором, чуть не пропустили появление рыжего непоседы. А когда увидели, детство, хихикнув, вновь исчезло.

- Мы никогда его не поймаем! – проговорила Аня. – Оно нарочно прячется от нас.

- Не беда! – засмеялась Маруся. – Оно, наверняка, по полю бегает. Сейчас возьмём велосипеды и за ним.

Поле пахло нагретой на солнце травой, звенели кузнечики, припекало солнце. Бузкины одновременно улыбнулись, запрокинув лица к пронзительно-синему небу.

- Вперёд! Скомандовала Маруся и вся компания рванула на велосипедах по тропинке, вслед за скачущим рыжим комочком, ловко перебирающим лапками.

Однако, и на этот раз, рыжему непоседе удалось перехитрить Марусю и семью Бузкиных.

Вечером, за чаем с мелиссой и душицей, наши герои поведали старой колдунье о своих приключениях. Все смеялись, вспоминая прошедший день, а звонче всех, смеялся Вадик.

- Сынок! – вдруг воскликнули в один голос Аня и Михаил. – Ты вновь стал мальчишкой! Как же мы рады!

- Конечно! – важно кивнула колдунья. – Сегодня ваш ребёнок был по-настоящему счастлив, ведь к нему вернулась детство.