Наш мир так устроен, что невозможно прожить жизнь без актов агрессии. Это мы по знаем с песочницы или детского сада. Дети отнимают друг у друга игрушки, толкаются, задираются и так далее.
Имеет место быть такому наблюдению, что мы меньше запоминаем агрессивные действия с нашей стороны в отношении других. И наоборот, мы помним в деталях, где и как нас обидели, а также родительское воспитание(наказание) за наши проделки, котороые со временем мы забываем.
Предлагаю поверхностно разобраться, какой может быть детская агрессия. Разбор её видов поможет нам в понимании действий детей.
- По эмоциональной реакции агрессию условно разделяют:
Открыто враждебная. Тот момент, когда это видят все окружающие нас люди: ребенок под влиянием гнева и ярости бросается на вас, кричит, одергивает одежду или вовсе распускает руки. Так же аффективная агрессия имеет место быть у малышей, на которых не обращают внимания родители (взрослые).
Замаскированная. Здесь ребенок сдерживает себя от явных намерений, но его действия, как способ добиться результата, не одобряются нормами поведения.
Приведём ситуации. Ребенок начинает осаждать родителей ("мам, ну, купи! "), ябидничает ("а Дима матом ругается"), отказывается от предложений и действий (" не хочу/не буду/отстань").
- Управляемая и неуправляемая агрессия
Чем младше ребенок, тем меньше он может справиться со своей неуправляемой агрессией. Это связано с тем, что что реакция возбуждения в коре головного мозга преобладает над реакцией торможения.
Но есть случаи, когда ребенок в возрасте 4-7 лет не умеет управлять свои поведением. Он прекрасно осознаёт, что нарушает социальные рамки,но ничего поделать с собой не может. Например, отнимает пенал для рисования или любимую игрушку, донимает впереди сидящего или пинает мяч в песочницу с детьми.
Неуправляемая агрессия бывает совершенна не намеренно, а в ответ на чьи то действия. Например, кто-то случайно защемил палец, наступил на ногу или столкнулся на скорости , а ребенок идет в атаку на НЕУМЫШЛЕННОГО обидчика.
Чем старше ребенок,тем выше у него способность держать под контролем свои действия,и как следствие, менее агрессивной будет его ответная реакция.
- Ситуативная агрессия
В любой ситуации ребенок действует тем способом, который оказывается для него самым понятным:
Защитная агрессия: к ней ребенок прибегает, если противник сильнее.Например, родственник или учитель. В данной ситуации дети становятся капризными и неразговорчивыми, мало подвижными.
Прямая агрессия (нападение),выбирается ребенком, если оппонент намного слабее и, следовательно, ответа не последует.
Пассивная агрессия проявляется желании осуществления в виде молчаливого протеста.
Косвенная агрессия появляется при неравенстве в силах, при этом ребенок выплескивает свой гнев на более слабых: малышах, животных, игрушках.
Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя. В данной ситуации ребенок обвиняет себя во всех оплошностях, в дальнейшем есть вероятность наносить себе увечья.
Подводя итог, у вас теперь есть поверхностное представление по теме детской агрессии. Надеюсь, было интересно.
Спасибо, что дочитали до конца.
Делитесь в комментариях об известных вам случаях детской агрессии.