Найти тему
228,9K подписчиков

Что хотел доказать Тур Хейердал?

605 прочитали

Путешественник преодолел огромное расстояние на судне, построенном из доступных для индейцев материалов.

Начало «авантюры»

В 1937 году Тур Хейердал с женой отплыли из Марселя на Таити. Чтобы добраться до острова, им пришлось пересечь Атлантический океан, Панамский канал и Тихий океан. Проведя месяц в доме таитянского вождя, они переехали на одинокий остров Фату-Хива, где провели год в отрыве от цивилизации. Хотя цель экспедиции состояла в изучении местной фауны, Хейердала гораздо больше заинтересовал вопрос о путях заселения Полинезии.

Тур Хейердал с женой. Источник: flickr.com
Тур Хейердал с женой. Источник: flickr.com

Во время вынужденной поездки на остров Хиваоа за медицинской помощью Хейердал свёл знакомство с норвежцем Хенри Ли, жившим на острове с 1906 года. Тот показал молодому исследователю каменные статуи в джунглях, о происхождении которых никто ничего не знал. Но Ли упомянул, что подобные статуи известны также по находкам в Колумбии — стране, находившейся почти в 6 тыс. км к востоку от Маркизских островов. Также именно от Ли Хейердал узнал о Тике — боге местных племён. По легенде, раньше в Перу был народ белых богов, прибывших с севера. Однако после поражения в битве с инками на озере Титикака они бесследно исчезли.

Остров Фату-Хива. Источник: britannica.com
Остров Фату-Хива. Источник: britannica.com

Исследование флоры и фауны островов, а также океанских течений привело норвежца к мысли, что господствующие ветры, которые идут с севера, через Гаити, способствовали появлению на островах первых поселенцев. Эта точка зрения полностью расходилась с утвердившимся тогда мнением, согласно которому предки полинезийцев пришли на острова с берегов юго-восточной Азии. Также до окончательного оформления теории норвежского путешественника считалось, что кокосы, которые произрастали на архипелаге, были занесены морской водой из Южной Америки.

Хейердал провёл немало времени в архивах и музеях, изучая старинные манускрипты и рисунки, на которых изображались плоты древних индейцев Южной Америки. Исследователь попытался даже заинтересовать и убедить в правильности своей теории учёного из Нью-Йорка, предоставив доказательства, однако тот лишь улыбнулся и сказал ему: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».

По заветам древних индейцев

Плот для путешествия был построен из бальcы — легчайшего дерева в мире. Судно, аналогичное тем, что раньше делали индейцы, соорудили без единого гвоздя. Оно состояло из девяти брёвен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у плота был острый нос.

Модель судна, на котором совершалось плавание. Источник: flickr.com
Модель судна, на котором совершалось плавание. Источник: flickr.com

Бревна были перевязаны канатами, над ними возвышалась мачта с большим (27 кв. м) прямоугольным парусом. Плот был оснащён кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль киля и руля). Палуба была устлана бамбуком. Посреди плота стояла небольшая, но довольно крепкая хижина с крышей из банановых листьев. Своему плоту путешественники дали имя «Кон-Тики» — по имени легендарного полинезийского героя.

Судно Тура Хейердала и его команды. Вид с океана. Источник: nrk.no
Судно Тура Хейердала и его команды. Вид с океана. Источник: nrk.no

28 апреля 1947 года из небольшого порта Кальяо на побережье Перу в Тихий океан отправился необыкновенный кортеж. Буксир ВМС Перу «Гуардиан Рио» тащил плот Хейердала. Примерно в 50 милях от берега, достигнув течения Гумбольдта, экипаж буксира попрощался с путешественниками, и для них начался длинный и опасный путь к Полинезии.

«Кон-Тики» в открытом море

На борту судна было всего шесть человек: Хейердал, радисты Кнут Хаугланд и Турстейн Робю, кок Бенгт Даниэльссон (единственный из экипажа говорил по-испански), техник, инженер и метеоролог Герман Ватцингер, штурман и художник Эрик Хессельберг. Седьмым членом экипажа был южноафриканский попугай Лолита, который стал талисманом команды, однако во время бури упорхнул с судна.

Уже первые дни плавания показали, что плот устойчив и благодаря океанскому течению и ветрам медленно, но верно движется в нужном направлении. На судне был наведён относительный порядок, всё имущество, приборы и съестные припасы надёжно закрепили. Сразу же распределили обязанности и расписали вахты.

Команда продумывает план действий. Источник: flickr.com
Команда продумывает план действий. Источник: flickr.com

На плоту все по два часа несли вахту, причём, ночью дежурный обязательно привязывался канатом. Вопросы, связанные с текущей деятельностью, решали на общих собраниях.

Готовили по очереди, а основной пищей служила свежая рыба. Два члена экипажа решили поучаствовать в эксперименте: отказались от рыбы и стали употреблять сухие пайки, которые были сделаны для американских военнослужащих и ещё не были опробованы ранее. Перед выходом в плавание коробки с пайками залили тонким слоем асфальта, чтобы предотвратить попадание в них морской воды. Их запаса должно было хватить на четыре месяца. Питьевую воду обычно смешивали с морской, а запасы пресной воды пополнялись во время тропических дождей. Кроме того, на плоту были запасы фруктов и кокосов, а также очень много рыболовных снастей.

Одним из самых популярных занятий во время плавания была рыбная ловля. Иногда рыба сама запрыгивала на плот. Каждое утро Хейердал и его спутники находили на палубе десятки летучих рыб, которые тут же отправлялись на сковородку (на плоту был небольшой примус, который находился в деревянном ящике). Океан кишел тунцами, скумбриями и рыбами-бонито.

Тур Хейердал с уловом. Источник: flickr.com
Тур Хейердал с уловом. Источник: flickr.com

Путешественники могли рассчитывать только на собственные силы — маршрут проходил в стороне от морских путей. Единственная значительная опасность произошла в середине пути: плот пережил две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьёзные повреждения.

Земля!

Первый раз экипаж увидел землю 30 июля, это был остров Пука-Пука. 7 августа 1947 года плот подошёл к атоллу Рароиа, входящему в островной архипелаг Туамоту. Чтобы добраться до земли, команде нужно было преодолеть коралловый риф. Путешественники решили «оседлать» его во время прилива. Они пережили несколько ужасных часов под ударами мощных волн, после чего сумели-таки перебраться через риф и вброд добраться до песчаного берега.

Маршрут экспедиции «Кон-Тики». Источник: flickr.com
Маршрут экспедиции «Кон-Тики». Источник: flickr.com

В океане команда Хейердала провела 101 день, преодолев 8 тыс. км и доказав, что на бальсовых плотах подобные плавания могли совершаться и в древности. Это делало вполне вероятной и относительно безопасной миграцию людей из Латинской Америки на острова Полинезии.

Хейердал написал по итогам плавания книгу «Путешествие на Кон-Тики», которая стала мировым бестселлером.

Возвращение домой

Из порта Папеэте на Таити, где путешественники дожидались оказии для возвращения на родину, их вместе с плотом забрало норвежское судно. Теперь легендарный плот находится в Осло, где создан музей Кон-Тики. В нем выставлены также и другие предметы из всемирно известных экспедиций Тура Хейердала, в том числе папирусная лодка «Ра-II».

Музей «Кон-Тики». Источник: flickr.com
Музей «Кон-Тики». Источник: flickr.com

Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис».

Подробнее