- Сыночек, никто не обижает?
- Нет, мама.
- Я скоро заработаю денег, приеду и подарю тебе планшет.
Но долгожданная встреча 27-летней Анны (имя изменено - Ред.) и ее четырехлетнего сына Вовы (имя изменено - Ред.) так и не состоялась. Этот телефонный разговор стал последним. Отец, у которого ребенок жил последние полгода, забил его до смерти: нанес 90 (!) ударов кулаками, ремнем и дверным наличником. О жестокости бывшего мужа Анна знала, отдавать ему малыша не собиралась, но уверяет, что сделать она это была вынуждена. Эту жуткую историю в 2018 году рассказывала КП-Иркутск. Публикуем архивный текст полностью.
«Сын не от меня»
Антон (имя также изменено - Ред.), которому на тот момент было 28, не всегда был таким. Вернулся из армии, устроился на работу сварщиком. Обычный парень, симпатичный, доброжелательный. Анне сразу приглянулся. Они жили в соседних деревнях в Нукутском районе Иркутской области и познакомились через общих знакомых. У женщины, правда, за спиной уже был неудачный семейный опыт и полуторагодовалый сынишка на руках. Антона это не смутило.
- Меня подкупило такое отношение, принял малыша как родного, - вспоминала сибирячка. – Начали встречаться, а потом задумались о том, чтобы жить вместе. Но отдельной квартиры ни у него, ни у меня не было. Я переехала к его родителями вместе с сыном. А совсем скоро узнала, что забеременела вторым.
Тогда и вскрылась истинная сущность нового мужа. Он частенько кричал на ребенка, распускал руки. Анна попыталась вмешаться, но сама попадала под раздачу.
- В полицию не обращалась, терпела, - признавалась женщина. – Все списывала на неустроенность, безденежье. Надеялась, что все изменится, как только у нас с Антоном появится свое гнездышко. Но только от разговоров об этом он еще больше злился.
Жизнь женщины превратилась в ад. Когда Антон набросился в очередной раз, и остановить его смогла только свекровь, Анна решила собрать чемоданы и с сыном вернуться к матери. Так и сделала, но Антон ее в покое не оставил: сыпал угрозами, а потом из мести пустил слух, что второй ребенок, которого ждет Анна, не от него.
Забрали ребенка
Дальше каждый зажил своей жизнью. Антон решил быстро позабыл о еще не рожденном сыне. А на долю Анны выпали новые беды. Умерла мать.
- Мы с сестрой ее похоронили, потом я родила, и мы стали жить вчетвером на пособие 500 рублей в месяц, - рассказывает Ольга. - Где-то родственники помогали, где-то подработку находила.
Так прошло 4 года. За это время Антон видел сына пару раз, денег не давал. Женщина решила, что пора выбиваться из замкнутого круга. Перебралась в Иркутск, где сняла квартиру, устроилась продавцом в ночную смену, а днем сидела с детьми. Потом ушла на другую работу, где надо было пахать две недели через одну. Анна хотела попросить сестру понянчиться с племянниками, но та оказалась занята. Пришлось искать другой выход: договорилась с дальней родственницей из своей деревни о том, что она на две недели заберет к себе младшего, Вову. С тем, что постарше, было проще: его Анна брала на работу, где мальчишка коротал время за играми.
Все складывалось вроде бы хорошо, но вдруг раздался звонок:
- Алло, ваш ребенок в больнице. С ним все хорошо, но вам нужно приехать, - звонила из деревни сотрудница отдела по делам несовершеннолетних.
Оказалось, семья родственницы, у которой гостил Вова, многодетная и состоит на учете. Сотрудники органов опеки проводили плановую проверку и вынуждены были принять меры, когда увидели чужого ребенка. Его отправили на обследование, а вот забрать оттуда, по словам Анны, оказалось непросто.
- В опеке заявили, что Вову либо в детдом отправят, либо пусть отец забирает его из больницы, - уверяла женщина. – Мол, нельзя просто так оставлять ребенка с чужими людьми.
Были и другие претензии: работает неофициально, прописки в Иркутске нет.
Позже Анна винила себя в том, что не проявила должной настойчивости и, вместо того чтобы бороться за ребенка, позвонила… бывшему. Думала, пусть заберет его отец, а потом она решит все проблемы и вернет Вову. Антон, на удивление, быстро согласился приютить мальчишку. К этому времени он успел построить дом и жениться на другой женщине с двумя детьми, а та родила ему еще троих. Антон пообещал Анне, что она сможет в любое время навещать Вовку. На том и порешили. Отца вписали в свидетельство о рождении мальчика, и Антон забрал ребенка из больницы.
Убил за штаны
- Я звонила сыну каждый день, - говорила Анна. – И чувствовала, что что-то происходит…
Анна стала подозревать, что отец бьет ребенка. А когда Антон стал звонить и требовать деньги на содержание Вовы, поняла, что ребенка надо забирать как можно скорее.
- На бутылку ему не хватало, - уверена Анна. – Решил гулять за мой счет, поэтому и приютил сына. Я сказала Антону, что забираю Вову, а он мне: «Никогда больше не увидишь сына, а если сама сунешься в деревню - зашибу».
Женщина позвонила в органы опеки и, по ее словам, получила ответ: мол, сами разбирайтесь. Подумала, что и в полиции вряд ли помогут. Оставалось только пойти на хитрость. Стала уговаривать Антона отдать их сына в детсад, надеясь, что оттуда его выкрадет. Но получила отказ. Потом решила навестить Вову под предлогом, что купила ему в подарок планшет, но… опоздала.
О гибели сына она узнала от полицейских по телефону.
- Я не могла поверить, что Вовы больше нет, - плакала Анна. - Почему-то в голове сразу мелькнула мысль, что это Антон его убил…
Как позже выяснили следователи, Антону поводом для зверского избиения малыша стало то, что он испачкал свои штаны. В 2018 году суд вынес детоубийце приговор: 13 лет в колонии строгого режима. Срок мог бы быть и больше, вот только смягчающим обстоятельством стало то, что у мужчины еще пятеро детей.
ЗВОНОК В ОПЕКУ
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области:
Ни мать, ни отца родительских прав не лишали
- По имеющимся сведениям 11 декабря 2017 года инспектор полиции поместил в Нукутскую районную больницу мальчика, потому что тот находился без законных представителей у третьих лиц. Мать длительное время с ребенком не проживала, выехала за пределы района. 16 декабря биологический отец ребенка по согласию матери в ЗАГСе установил отцовство, а через 2 дня на основании нового свидетельства о рождении забрал ребенка в семью.
Решений относящихся к компетенции органов опеки и попечительства в отношении родителей ребенка не принималось. Родительских прав они лишены не были, а ребенок не к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Текст из архива КП-Иркутск 2018 года. Автор - Дмитрий Нисифоров.