Найти тему
Вечерняя Казань

Красивая, но проблемная Кремлёвская набережная: чего ей не хватает?

Кремлёвская набережная является обязательным местом в путеводителе любого туриста. Каждый мечтает совершить четырёхкилометровый променад летом и покататься на коньках по самому длинному катку в Европе зимой. С одной стороны здесь открывается вид на эффектный мост «Миллениум», с другой - на Казанский кремль, поэтому каждый уважающий себя турист проходит маршрут от начала и до конца. Однако недостатки у набережной тоже есть. Один из них - отсутствие рекреационной инфраструктуры. По словам казанцев, на набережной фактически нечего делать. Лишь на днях стартовала стройка детского парка отдыха. Мы поговорили с урбанистами о том, чего ещё не хватает всеми любимой казанской набережной.

Недавно казанцы забеспокоились из-за новости, что лестницу у национальной библиотеки разрушают. Именно она ведёт к набережной. В администрации города рассказали, что на указанном месте стартовали подготовительные работы, связанные со строительством нового детского парка. Там появится общественное пространство - сквер Учителя. Его территория составит 0,72 гектара. По проекту, в центре сквера разместят амфитеатр и павильон, где будут благоустроены интерактивные пространства для детей и мультимедийные экспозиции. В округе проведут озеленение и оформят газоны. Первые пробные эскизы уже опубликовали на сайте мэрии. Работа над ними ещё ведётся Институтом развития города. Сквер благоустроят в рамках проекта «Стратегия развития Казанки».

-2

По словам урбанистов, этот проект они ждали давно, поскольку пустырь лишь портил общий вид набережной.

-3
Раньше, до набережной, там было русло Казанки и от него остался залив. Тогда зачем-то решили выпрямить береговую линию и засыпали залив, поэтому появился пустырь, - говорит Дмитрий Сагдеев, урбанист.
-4

ИСТОРИЯ НАБЕРЕЖНОЙ

Кремлёвская набережная стала первой набережной в Казани - уже потом, намного позже, появилась набережная Кабана. Ещё 70 лет назад вместо общественного пространства здесь было инженерно-защитное сооружение, которое все называли просто дамбой. Там была довольно-таки узкая прогулочная часть, которая служила для казанцев той эпохи так называемой первой набережной. А на месте того самого пустыря, где сейчас строится парк, был городской пляж.

В 2000-х толчком к благоустройству набережной Казанки послужило строительство Дворца земледельцев и жилого комплекса «Дворцовая набережная». Для того, чтобы дополнить эту картину к Универсиаде-2013, решили создать эффектный променад, украшенный различными фонтанами, зелёными островками и необычными скамейками. Первый черновой проект был представлен ещё в 2012 году. Затем постепенно началось строительство бетонной набережной. Первая её часть была сдана через год.

-5

К слову, своё название променад получил благодаря самим казанцам - большинство горожан в интернет-голосовании выразили желание назвать набережную «Кремлевской». Торжественное открытие прошло в 2015 году, и почти сразу же общественное пространство стало местом встреч для всех казанцев и туристов. Со временем здесь появлялось всё больше ресторанов и кафе, начали проводиться тематические мероприятия, которые собирали здесь практически всю столицу Татарстана. Именно поэтому сейчас набережная носит звание второй самой популярной пешеходной улицы в Казани (после Баумана).

ПЕРВАЯ НАБЕРЕЖНАЯ ПОЛУЧИЛАСЬ ПРОБЛЕМНОЙ

Однако вместе с хвалебными отзывами появилась и критика. Первое, что не устраивает казанцев, - отсутствие выхода к реке. Берег, по их словам, превратили в бетон, из-за чего набережная получилась «мертвой».

Очень большая протяженность набережной, но нигде нет спуска. У некоторых кафешек есть пристани, где можно пониже спуститься, но не более. Не хватает пристани, где могут рыбаки посидеть, мамы с детьми ножки помочить. А так там больше нечего делать. Можно только прогуляться вдоль воды и всё, - говорит Сагдеев.

В Институте развития городов РТ нам объяснили, что изначально набережная стоит на гидротехническом сооружении. Бетонное покрытие и забор построили еще в 2013 году, когда у застройщика были другие методики стройки. Чтобы предоставить хоть какой-то выход к воде, были созданы «Речные ворота».

В будущем на остальных набережных в рамках стратегии будет сохранен естественный вид берегов, - рассказывает Вероника Ямилова, руководитель отдела развития жилых территорий Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан» и архитектор-урбанист.
-6

Вместе с этим появляется и новая проблема, что около нового парка «Урам» абсолютно нечего делать. По словам казанцев, развлекательная инфраструктура по всей набережной развита слабо, поскольку, кроме кафе и ресторанов, там представлено не так много интересных и бесплатных развлечений для детей и взрослых.

Мы видим, что набережная обрела функцию и уже стала если не главным, то точно одним из важнейших спортивных и событийных центров города. На настоящий момент в его составе функционируют новые футбольные поля, площадки для игры в пляжный волейбол и петанк, все площадки распределены от самых экстремальных к менее, - говорит Ямилова.
-7

Новый детский парк отдыха должен частично решить проблему, поскольку дети смогут поиграть на площадке или посетить какой-нибудь мастер-класс. Один из плюсов, по словам урбанистов, навес, под которым в летнее время малыши смогут спрятаться от солнца. Единственная проблема, что навес только один - другие на всей протяженности набережной не предусмотрены.

Там сделали лежаки, на которых можно под солнцем поваляться, но никаких беседок и навесов нет. Это странно, - рассуждает Сагдеев.

Однако, как объясняет урбанист Ян Гордеев, все эти проблемы оправданы тем, что Кремлевская набережная - это первый опыт для столицы Татарстана.

Я не вижу никаких проблем. С противоположного берега он есть. Поскольку казанский опыт общения с набережной очень маленький, поэтому, что бы ни появилось на Кремлёвской - всё хорошо, - считает Гордеев.
-8

Хуже всего, что попасть на популярную Кремлевскую набережную проблематично. Для этого нужно идти от метро пешком либо добираться на машине. Общественный транспорт к самой набережной попросту не ходит. Одна из ближайших остановок - «Улица Батурина», со стороны «Урама» их вовсе нет.

По словам Сагдеева, хуже всего приходится пенсионерам, поскольку мало того, что им нужно проделать огромный путь до самой набережной, так ещё и там пройти немалый участок.

Дети же приходят, например, в парк «Урам» или на футбольную площадку не одни, а с бабушками и дедушками. Если для них путь никакой проблемы не составляет, то пенсионерам своим ходом очень тяжело топать от парка Горького или другого конца набережной. Проблема в том, что нет общественного транспорта, хотя нет никаких проблем для того, чтобы её сделать. Об этом почему-то никто не думает, - говорит Сагдеев.

Особенно эта проблема будет актуальна для тех, кто посещает с детьми новый парк. Если до этого времени общественный транспорт не будет ходить до Кремлевской набережной со стороны хотя бы «Урама», то казанцам придётся проходить немалую дистанцию. По словам Гордеева, он уже обращался к чиновникам с проблемой транспортной доступности набережной, однако пока результатов эти обращения не принесли

Автор: Алина КАМАЛЮТДИНОВА

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Институт развития города Казани
 Соцсети