«Отец романтизма»: Франсуа Рене де Шатобриан

Франсуа Рене де Шатобриан  (François-René, vicomte de Chateaubriand) родился 4 сентября 1768 года в  городе Сен-Мало, в небогатой дворянской семье.

Франсуа Рене де Шатобриан (François-René, vicomte de Chateaubriand) родился 4 сентября 1768 года в городе Сен-Мало, в небогатой дворянской семье.

Детские годы прошли в родовом замке Комбур (Combourg). Получил достойное образование.

После смерти отца в 1786 году переехал в Париж. Через пять лет совершил путешествие в Северную Америку. Вновь оказался во Франции в разгар Великой французской революции, примкнул к роялистам. Принимал участие в издании популярного журнала «Mercure de France».

В 1792 году женился на Селесте де ла Винь-Бюиссон.

Вскоре эмигрировал в Англию. Там в 1797 году написано и напечатано произведение «Опыт о революциях», в котором Шатобриан дал резко негативную оценку революционным событиям во Франции. Благодаря наполеоновской амнистии, в 1800 году Шатобриан смог вернуться во Францию.

Опубликовал повесть «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (основан на впечатлениях от поездки в Америку, 1801), затем в 1802 году вышли повесть «Рене, или Следствия страстей» и философский трактат «Гений христианства» (Génie du Christianisme). Все три произведения связаны между собой и объединены христианской тематикой. Кроме того, им присущи искренность и новизна в описании чувств и картин дикой природы. При этом чувства персонажей впервые передаются через описания переменчивой природы. Религия становится предметом эстетического наслаждения благодаря блестящему слогу и стилю изложения, красоте и поэтичности прозы.

В своём трактате автор обозначает художественно-эстетические принципы романтизма. Кроме того, это – гимн христианству, это исполненное поэзии утверждение того, «что из всех существовавших религий христианская – самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; (…) она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы». Продолжение