Фрейд и Юнг были не просто знакомы, но в течении нескольких лет Юнг считал себя учеником Фрейда. Затем Юнг покинул Фрейда и основал свою школу психологического анализа. На этом моменте психология раздвоилась. И у Фрейда, и у Юнга множество учеников и последователей. Но эти две школы психологии практически не пересекаются. Психологи говорят: мы – последователи Юнга, или же из их трудов понятно, что они ученики Фрейда. Чем отличаются эти две школы? Подходом к схеме человеческого сознания.
Фрейд считал двигателем человеческой жизни либидо – половое влечение. Он последовательно разбил детство любого, по его мнению, человека на фазы осознания и переживания либидо. Можно сказать, что ему вообще не хотелось смотреть на человека выше пояса! Но если вы внимательно приглядитесь к своему отражению в зеркале, вы легко заметите, что у вас есть еще верхняя часть туловища, шея, голова на ней. На голове есть глаза и нос, уши, а не только рот. В целом, человек получает информацию о мире при помощи пяти чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания, вкуса. Шестым чувством можно считать чувство равновесия, работу вестибулярного аппарата, без которой мы все просто валились бы с ног при каждом шаге. Это чувство связано с силой притяжения и выравнивает человека, шагающего по земной поверхности.
Сознание человека многослойно, точно так же как устройство человеческого мозга. Самые древние эволюционно части человеческого мозга крепятся непосредственно к позвоночнику, и они общие для всех существ:
Теория Пола Маклина представляется мне правдоподобной не только потому, что она научная и опирается на факты. Действительно, по мере эволюции мозг живых существ усложнялся, и если наиболее близкие к спинному мозгу отделы головного мозга одинаковые у разных животных, то от простейших животных к высшим вокруг них образуется все больше дополнительных частей. Кора головного мозга есть только у человека.
Я разделяю эту теория строения мозга и соответственно, человеческого сознания. Наше либидо коренится в древнейших отделах мозга и является полностью инстинктивным: нам кажется привлекательным человек, который обладает внешними признаками фертильности. Это гладкая кожа, пропорциональное телосложение, быстрые движения, тонкая талия, приятные черты лица. Я много думала о человеческой привлекательности, и мне никогда не встречались привлекательные люди, чья внешность не соответствовала бы признакам фертильности. Но либидо инстинктивно и расцветает в человеке скорее уж после пубертата. Фрейд же наделил скрытыми мотивами подобного рода детские переживания, хотя ребенок ищет любви и безопасности в большей степени, чем задумывается о сексуальной составляющей жизни. Не все переживают Эдипов комплекс или комплекс Электры. У некоторых людей он вообще не выражен. Схема строения мозга указывает нам и на другие важные области сознания, которые влияют на наши поступки вполне непосредственно, заглушая звучание инстинктов.
Мне попадалось множество книг, которые связывают поведение человека с некоторыми особенностями поведения приматов и других млекопитающих, и даже птиц или рыб. Это направление, зоопсихология, отлично объясняет некоторые странности безотчетного человеческого поведения, и было популярным в 80-годы прошлого века.
Но раз мы говорим о безотчетном поведении, стоит упомянуть и сознательное, разумное поведение, наши мыслительные процессы, наш опыт переживания сложных эмоций, нашу способность планировать, создавать, анализировать. Так ли уж подвержены либидо поступки взрослого, полностью осознанного человека. Скорее уж тут могут быть положительные или отрицательные отзвуки личного опыта. И как быть с мечтами, замыслами, творчеством, не все можно объяснить компенсацией неудовлетворенной сексуальности.
Фрейд использовал в своей работе гипноз, находил травмирующие воспоминания, которые часто коренились в детских переживаниях его пациентов, переводил эти переживания из сферы забытого и бессознательного в сферу сознания. И человек избавлялся от травмы и продиктованного ей поведения.
Фрейд рассматривал либидо как источник сексуальной энергии. Юнг считал, что сексуальная энергия напрямую связана с творчеством, придавал совершенно другое звучание самому этому понятию.
То есть, если Фрейд, объясняя и излечивая травмы, шел как бы сверху вниз, то Юнг обращался к другим аспектам сознания. Его схема человеческого сознания сложнее и выгляди следующим образом:
С моей точки зрения, эта картинка в большей степени соответствует строению человеческого мозга. Мы знаем, что у нас есть два полушария, одно больше соответствует эмоциям и интуиции, и оно как бы “женское”. Другое ближе к логике и рациональному мышлению, оно как бы «мужское». Отчасти это отражено в схеме сознания по Юнгу, так как мы видим мужское и женское начала в сознании каждого человека( но на самом деле мне ближе разделение на левополушарную и правополушарную деятельность сознания). Также в схеме сознания по Юнгу есть слово «Самость» - тут мы уже видим стремление к целостности, поиск неделимого ядра личности. Интересны также Тень и такое великолепное понятие, как Коллективное Бессознательное.
Я довольно подробно изучала юнгианскую психологию. Я не хочу противопоставлять психоанализ Фрейда работам Юнга. Одно выросло из другого, усложнилось, дало свои ростки, веточки, листья, цветы и плоды. Большинство современных психологических школ так или иначе выросли из трудов Юнга. Мария-Луиза фон Франц, Нойман, Холл, Холлис – конечно же, это далеко не все ученики Юнга. Но и у Фрейда остались последователи, такие как Эрих Фромм. К какой школе относится Эрик Берн, который вообще-то написал невероятно популярные и практичные книги, в которых схема сознания совершенно другая, слегка похожая на юнгианскую, но с объяснение механизма передачи кармы? Его книги попались мне в руки как раз в тот момент, когда я старалась связать в практическом плане духовное понятие кармы с его материальным воплощением. Думаю, что Берн все-таки в большей степени разделял взгляды Юнга.
Я не являюсь психологом по образованию, но могу предложить коучинг в русле и психоанализа, и аналитической психологии. Юнгианские схемы поиска и решения психологических проблем позволяют работать со снами, с символами и с архетипами. Конечно же, это ближе мне, чем психоанализ Фрейда – потому что подробнее и дает больше вариантов ответов на вопросы.
Занимаясь коучингом с использованием аналитической психологии, можно использовать арт-терапию, лечить людей сказками и мифами, в основе которых лежат реальные переживания целых поколений. Можно обращаться к гармоничным и мудрым мифологическим схемам. И это будет увлекательным и результативным путешествием к самим себе и своей силе.
Если вам нравятся мои материалы, не стесняйтесь ставить лайки и писать комментарии.