87,9K подписчиков

Как помочь усопшим и можно ли вымолить из ада?

30K прочитали
Сегодня мы поговорим с вами о загробной участи усопших наших сродников, о том, что испытывает человек, куда он попадает, что говорит Священное Писание, какие бывают случаи, как помочь нашим усопшим, и

Сегодня мы поговорим с вами о загробной участи усопших наших сродников, о том, что испытывает человек, куда он попадает, что говорит Священное Писание, какие бывают случаи, как помочь нашим усопшим, и обсудим некоторые вопросы относительно покойных, поминания и так далее.

По учению Православной церкви человек после смерти до третьего дня пребывает на земле, привыкает к новым ощущениям, к новым видениям и готовится к дальнейшему своему духовному, скажем так, путешествию. С третьего по девятый день человек осматривает обители райские. Он видит ту жизнь, которую получают люди за своё добро, то есть ту вечную блаженную жизнь, о которой сказано:

"не видел того глаз, не слышало это ухо, никому не приходило на сердце из людей, что приготовил Бог для любящих Его".

С девятого по сороковой день человек осматривает обители адские, смотрит ту жизнь, которую получают люди за своё нераскаянное зло и сознательно неисправленную жизнь. И в 40-й день Господь определяет человеку место во Вселенной до страшного суда, то есть для дальнейшего его развития, потому что душа человека после смерти развивается и дальше, но она не может уже исправить то, что она сделала на земле. Это уже во власти только Церкви земной и Церкви небесной.

Мы можем, имеем возможность помочь своим усопшим сродникам, если будем хранить добрую память, если будем за них молиться, если будем творить добрые дела и творить милостыню, то есть те добрые дела, которые они могли сделать, но не сделали, которые они хотят уже сделать, но сделать не могут, и эта возможность есть только у людей живых.

За это время человек проходит мытарства, он узнаёт самого себя, и где ему показывается, что он сделал плохого, что он, конечно, не сделал хорошего. И человеку даётся Знание, что бы могло произойти с ним, если бы не вмешательство Господа Бога.

То есть как это понять? Что многие наши беды и скорби, и болезни Господь не допускает. И Он не допускает также многих наших падений.

Как писал апостол Павел, кто думает, что он стоит, пусть боится, чтобы не упасть. И вот один святой говорит:

"Когда ты видишь, как кто-то падает, то не гордись этим, потому Господь держит твои вожжи. Если Он их отпустит, то ты упадешь так же".

И вот с точки зрения педагогики, скажем так, человек осматривает положительные и отрицательные стороны Вселенной и, конечно же, узнаёт самого себя. Чтобы человека наказать или наградить, он должен понять, за что он находится в этом месте. И вот за это время ему и показывается все. Он видит самого себя, потому что на самом деле мы себя знаем очень плохо. И вот там Господь показывает все, вплоть до помыслов, которые в нашем сердце. И это тоже учитывается для человека.

Как сказал Господь, "нет ничего тайного, что не стало бы явным, и нет ничего сокрытого, что бы не раскрылось". Есть, конечно, моменты индивидуальные. Например, сознательные самоубийцы не проходят этого, сознательные богоборцы и так далее. Святые угодники, такие как Серафим Саровский, они тоже этого не делают, они сразу идут на небо. То есть это, как бы сказано так, в общем. То есть какое-то время человек здесь, на Земле, какое-то время — в Царстве Небесном, и какое-то время находится в аду.

Сегодня мы поговорим с вами о загробной участи усопших наших сродников, о том, что испытывает человек, куда он попадает, что говорит Священное Писание, какие бывают случаи, как помочь нашим усопшим, и-2

Почему в аду больше, чем в раю? Потому что для того, чтобы научить человека чему-то хорошему, надо меньше времени, чем отучить от чего-то плохого, имеется в виду приятной какой-то греховной привычки. Что говорит нам Священное Писание по этому поводу? Например, в книге Сираховой сказано:

"Деяния благие да будут у тебя ко всем живым, но и усопшего не лишай милости".

И существовала традиция в Ветхом Завете раздавать хлебы при гробах праведных.

Также во Второй книге Маккавейской говорится о том, что после сражения Иуда обратился к Господу, чтобы тот открыл, почему именно эти войны израильские были убиты. И в них обнаружили у каждого золотые и серебряные предметы, которые были взяты из языческого храма.

По закону этого было делать нельзя, это осквернение. Но, как вы видите, сребролюбие, всё-таки, взяло свой верх. И вот эти люди воевали за веру Отечества и погибли. То есть славная такая смерть, но в то же время этот грех не давал войти в лоно Авраамово.

Тогда ещё до воскресения Христа люди попадали либо в ад, либо в лоно Авраамово, то есть в общество праведных людей. Он молился со всем народом, и давали по две меры серебра на Иерусалимский храм, дабы изглажены были грехи их. Так он помышлял о воскресении мёртвых. Какая святая и благочестивая мысль — молиться за усопших, ибо если бы не было воскресения мёртвых, то не было бы и смысла молиться за усопших.

Сегодня мы поговорим с вами о загробной участи усопших наших сродников, о том, что испытывает человек, куда он попадает, что говорит Священное Писание, какие бывают случаи, как помочь нашим усопшим, и-3

Вот так говорится во второй книге Маккавейской, которая считается как бы неканоничной, но она повествует о том, что было тогда, что действительно реально было в народе Израиля. И как писал апостол Павел, всё писание богодухновенно. Он же и пишет, что:

"поминайте наставников ваших, и взирая на кончину их, подражайте вере их".

То есть очень важно ещё то знать, что мы для чего поминаем усопших, то есть с доброй памятью? Для того чтобы подражать чему-то хорошему. В народе говорят, что о покойном надо говорить либо хорошо, либо правду. Именно так это звучит по-настоящему.

С чем это связано? Есть такой фильм "Предсмертные слова великих знаменитостей". И вот там был один безбожник, который написал именно такую богохульную книгу. Перед смертью на него напал страх. То есть Господь, бывает, даёт человеку осознание перед смертью именно вот такого страха, чтобы он хоть чуть-чуть покаялся хотя бы, чтобы смягчить его наказание. И вот он говорит: "Я бы отдал все миры только за то, чтобы сожгли мою книгу".

Есть даже такая притча. Попали в ад вор и писатель. И вот когда писатель видит, что у вора огонь уменьшается под ним со временем, а у него потихонечку увеличивается, и он возроптал и говорит:

- За что такое мне?

- Ты был писателем, и у тебя была возможность влиять на массы людей через то, что ты писал, у тебя талант был. И ты должен был возбуждать добрые чувства, а ты возбуждал то, что развращает сердца. Теперь из-за этого ты вместе с вором находишься, потому что ты тоже вор, ты воровал, но в другом смысле.

- А почему у него уменьшается?

- Потому что родственники за него молятся. И молятся те люди, которым раздавал он то, что воровал, то есть он не всё себе оставлял. Хоть и нечестно, но, всё-таки, потихонечку его душа освобождается.

- А почему у меня увеличивается?

- Потому что чем больше распространяется твоя грязь, то, что ты написал, чем больше отравляет сердца людей, тем больше тебе воздаяние.

И я вам скажу, братья и сестры, и наоборот. То есть то, что мы посеяли хорошее, чем больше оно распространяется, тем больше оно даёт плоды и после смерти. Вот представьте Иоанна Златоуста. Каждая божественная литургия — это ему какая радость, потому как он именно написал, Василий Великий и Иоанн Златоуст, чин божественной литургии.

Вот вопрос задают, а есть смысл молиться за тех, кто уже в Царстве Небесном? Конечно же есть братья и сестры. По двум причинам. Во-первых, потому что их развитие более ускоряется, и радости им больше доставляется. И во-вторых, чем больше мы молимся о них, тем больше они молятся о нас.

Для того чтобы вымолить человека умершего, необходимо, чтобы молилась Церковь Небесная, потому что без Небесной Церкви Земная Церковь вымолить не может. Но для того, чтобы Небесная Церковь молилась, надо, чтобы молилась Церковь Земная.

Преподобный Макарий, который очень много уделял внимания молитве за усопших, однажды встретил череп, лежащий на песке. Помолившись, он спросил:

-Ты кто?

- Я языческий жрец.

- Где ты находишься?

- В аду. В аду и такие, как я, тоже.

- А бывает вам облегчение?

- Бывает, когда христиане молятся.

- А есть кто-то ниже вас?

- Есть. Это нерадивые христиане. Потому что мы не знали, как сказал Господь, не знавших всё равно бить будут. А кто знал, бить будут больше.

Сегодня мы поговорим с вами о загробной участи усопших наших сродников, о том, что испытывает человек, куда он попадает, что говорит Священное Писание, какие бывают случаи, как помочь нашим усопшим, и-4

И вот на каждой Божественной Литургии приносится жертва о всех и за вся, то есть о всех людей, которые были, есть и будут. Каждое наше воздыхание об усопшем, оно даёт им облегчение. Вот говорят: "Как вымолить человека, если он попал в ад"? Если, я вам скажу так, задаться сразу этой целью, вот сказать: "Господи, освободи его из ада".

То Господь может попустить какую-то некую часть испытаний, искушений, тяжестей, которую испытывает Он за этого усопшего человека, потому что Христос искупил всех людей, полностью всё человечество искупил. Но эту искупительную жертву надо усвоить. Очень важно. Потому что если Он всех нас искупил, значит, мы искуплены. Да, но эту жертву надо усвоить, подобно как пищу.

Вспомним, как мы принимаем причастие. На кого-то оно воздействует больше, на кого-то меньше, но благодать одна и та же. А кто-то вообще отверг эту искупительную жертву. Он вообще даже ее и не касался. И вот если мы сразу будет предъявлять такие претензии, конечно, это будет очень нехорошо.

Но если мы воззовём: "Господи, помилуй Его, как хочешь и как знаешь, как ты считаешь нужным, облегчи страдания, кому можно облегчить, помилуй того, кого можно помиловать, и не поставь мне молитвы своего греха, но да будет святая воля твоя". То есть когда мы предаёмся, открываем свои желания и от сердца говорим с состраданием, с милосердием, как сказано, что блаженны, милостивы, помилованы будут. Это тоже милость своего рода. Здесь тогда уже ему даётся облегчение.

А чтобы вымаливать с ада, это надо подобно, как у Серафима Саровского, такой жизнью жить. Или же всей Церковью. И вот Церковь приносит эти молитвы, эту жертву, потому что Христос посреди нас. И мы знаем, конечно, что вымаливать можно на Троицу, на коленопреклонных молитвах. Надо ещё заметить, что 40 дней, о которых говорится, — это в нашем понимании, потому что в ином мире и время идет идёт по-другому.

Один человек сильно страдал, но был очень богобоязнен. И вот он думал, что так, как страдает он, не страдает никто. Так, как он болеет, никто не болеет. И он взмолился:

- Господи, сжалься, либо избавь от болезни, либо забери меня. И вот ему является Ангел и говорит:

- Тебе осталось всего три года. За это время ты очистишься и пойдёшь сразу к Господу.

- Не могу.

- Тогда три часа в аду.

- Три часа могу. Что такое три часа? Я тут уже всю жизнь страдаю.

- Это намного больше, чем твоя жизнь.

- Не верю я в это. Это все неправда. Три часа я потерплю. Хуже, чем я страдал, в аду уже не будет.

- Ну смотри сам. И Ангел опускает его в некое место адское, но не в самые глубины, и оставляет его. Проходит час, день, год, сто лет, тысячу уже почти, такое было ощущение. И он взмолился:

- Господи, за что опять? Ну что же такое? Почему опять я страдаю? Я тут уже почти тысячу лет? Как может Ангел врать? Ты же сказал три часа, а тебя уже нет почти тысячу лет.

- Каких тысячу лет? Только один час прошел, ещё два часа потерпи.

- Смилуйся надо мной. Я готов страдать хоть до второго пришествия Христа, хоть тысячу лет на земле, только ни секунды тут не могу страдать.

Я опускаю дальнейшее писание, которое там было, да и мы так понять на самом деле не можем. То есть в каждом измерении адском страданий всё больше и больше. И вот как говорили святые отцы: "Господи, накажи здесь, но помилуй там".

Был ещё такой случай, когда умер один генерал. Он предвзято относился к религии, с насмешкой, с небрежением. И вот он через время является своей жене. Очень печальный, просит, чтобы она приложила все усилия, чтобы духовно воспитать их дочь. Жена говорит ему: "Как же так? Ты же был неверующий? Ты же вообще презирал религию"?

И он ей отвечает: "Если бы ты знала, как мы мучаемся, то ты бы этого не говорила". И он исчез. Конечно, трудно объяснить такие моменты, нам трудно это понять. Но Господь нам предлагает поверить, чтобы потом не проверить.

Вот некоторые спрашивают, бывает ли такое, что снятся усопшие? То есть правда, что это действительно они? Ну, к снам надо, конечно, очень осторожно относиться, потому что не всегда это правда, но очень часто, действительно, усопших Господь посылает через сны, потому что усопшие нуждаются в молитвенной помощи. Бывает, что Господь хочет о чём-то человека предупредить, предупредить, чтобы он изменил жизнь в лучшую сторону, чтобы больше молился, может быть, на причастие пошел. Потому как один старец даже говорил, что лучшее за него поминовение — это в день его памяти причаститься тела и крови Христовой. А так, конечно, надо к этому всему осторожно относиться.

Преподобному Алексию Голосеевскому явился усопший молодой мужчина и попросил возобновить за него молитву. То есть Алексей за многих молился за упокой, и со временем просто про него забыл. И этот молодой человек сказал, что когда Алексей молился за него, то ему намного было легче. И Алексей продолжил молитву за него. Вот те люди, которые возвращались с того света, одни, по рассказам, были в аду, другие — в раю.

И даже один такой врач американский исследовал это явление клинической смерти. И примерно половина людей попадает туда, половина - попадает туда. И были даже такие люди, которые, попав в рай, возвращались, пытались покончить жизнь самоубийством для того, чтобы побыстрее попасть в Царство Небесное. То есть они говорят, что после той жизни здесь уже жить невозможно. А вот те, кто попадал в ад, они говорят, что мы тут прекрасно, как в раю живём. То есть, получается, смотря с чем сравнивать.

И как писал Толстой, что все люди несчастные несчастны по-разному, а счастливые счастливы примерно одинаково. И вот по описаниям тех, кто побывал в аду, они побывали все в разных местах, а описания рая примерно одинаковые.

Вот даже если кто помнит фильм такой "Три дня была мертва, видела ад", и вот она видела маленьких деток некрещёных, абортированных, и видела, как рука с неба забирала двоих из них. Она спросила: "Что это"? Ей ответили: "Это те дети, родители которых покаялись". То есть можно вымолить, конечно, если мы будем этим заниматься очень долго. Очень долго. Ну вообще, конечно, смотря кого как. Кого-то бывает и 40 дней достаточно вымаливать.

Сегодня мы поговорим с вами о загробной участи усопших наших сродников, о том, что испытывает человек, куда он попадает, что говорит Священное Писание, какие бывают случаи, как помочь нашим усопшим, и-5

Вот, наверное, вы все помните, что на похоронах кладут по 40 копеек в гроб на откуп за каждый день. Откуда это пошло? Ну все традиции, они откуда-то и идут. В основном это что-то хорошее было, только его исказили. Так вот до революции, когда на копейку можно было прожить почти что целый день, старались и милостыню творить каждый день минимум на копейку.

Милостыню давали многодетным, сиротам, паломникам. Даже еду, которую оставляли на могилках, это не просто было как языческое. Это было для неимущих и для странников, которые должны были помолиться потом. Так вот по поводу сорока копеек, после революции, когда храмы поломали, а священников поубивали, то кто-то ещё помнил про эти 40 копеек, про эту милостыню такую. Тем более, уже тогда обесценилась эти копейки. И вот так начали по-человечески чисто ложить в гроб. Ну мы, конечно, знаем, что никакого откупа там нет, это условное понятие. Вот откуда эта традиция.

Или спрашивают, как правильно, например, поминать человека: день в день, если там годовщина или ещё что-то, или можно заранее? Конечно, можно. Можно заранее, ну, например, если в понедельник выпадает год, а обед, конечно, можно делать в воскресенье за день. Потому что кто в понедельник придёт? Для усопшего главное - не позже, главное тут - не позже. А вот панихиду можно провести и день в день, и заранее. Здесь это такое дело. И надо понимать, что вот этот обед поминальный — это не просто что-то такое как традиция. Вообще, как положено правильно, сначала приглашают священника, он служит панихиду, все молятся, а трапеза — это милостыня за молитву или награда за молитву за усопшего. То есть не просто так, собрались, поели, попили, поболтали, разошлись. Наши усопшие ждут нашей молитвы, они ждут нашей помощи. Это является исполнением заповеди.

Сегодня мы поговорим с вами о загробной участи усопших наших сродников, о том, что испытывает человек, куда он попадает, что говорит Священное Писание, какие бывают случаи, как помочь нашим усопшим, и-6

То есть за почитание родителей, старших, по званию, по возрасту усопших наших сродников Господь обещал дать благо временное, вечное и жизни больше, чем положено прожить нам на этой земле. Чтобы наша встреча была радостной и счастливой, нам надо всегда за своих усопших молиться, потому что они ждут нашей молитвы, они ждут нашей помощи.

И мы помним заповедь "Поступайте с ними так, как хотите, чтобы поступали с вами". И усопших это тоже касается, потому что заповедь "Возлюби ближнего" не прекращается после смерти человека. Они обязательно ответят нам своими молитвами, если будут того достойны, если войдут в Царствие Небесное. А это зависит во многом и от нас. И, соответственно, как мы будем за усопших молиться, может, Господь так даст, и что за нас так будут молиться после смерти.

Будем всегда просить, воздыхать, где бы ни были. То есть воздыхать всегда за усопшего можно, даже некрещёного. То есть вспомнить "Господи, помилуй", как хочешь и как знаешь, едем ли мы в транспорте, сидим ли где-то, ждём ли что-то, в очереди ли стоим или лежим. Если вспомнили, то вот эту мысль, обращённую к Богу от сердца, Господь обязательно услышит и хоть какую-то отраду усопшему даст независимо от того, где он находится.

Текст основан на видео с канала "РЕЛИГИЯ и СОВРЕМЕННОСТЬ"

Читайте ещё: