Через год в КоАПе РФ начнут действовать поправки, позволяющие законно штрафовать тех, кто не платит за проезд, в автоматическом режиме. Только коснется это не всех платных дорог.
Наверно, в России, по крайней мере, в ее европейской части, среди автомобилистов уже не осталось тех, кто ни разу не пользовался платными дорогами. Ведь даже среди их ярых противников не найдется таких, кто по пути на Ростов или Краснодар из Центральной России воспользовался бы бесплатной альтернативой. Хотя бы потому, что ее, по сути, и нет.
А те, кто ездил, наверняка обратил внимание на водителей, которые, не желая оплачивать проезд, в пунктах оплаты садились на хвост впереди идущего автомобиля и, практически прилипнув к нему вплотную, проскакивали турникеты у того «на закорках».
Нечто подобное происходит и в метро, только в пешем порядке.
О том, чтобы штрафовать таких «прилипал», говорили уже давно. Однако законодательство явно отставало от действительности. Был период, когда на всех пунктах оплаты решили установить светофоры и карать нарушителей как за проезд на запрещающий сигнал. Такие случая мне лично не известны, но, думаю, что они все же имели место.
Потом в КоАП ввели статью 12.21.4, которая призвана карать именно за неоплату проезда: грузовики и автобусы на 5000 руб., всех остальных — на 1500 руб. Однако в ней ничего не говорилось об автоматической фиксации.
Теперь же в Кодекс об административных правонарушениях решили ввести на федеральном уровне ответственность за неоплату проезда по местным, муниципальным и даже частным дорогам с возможностью автоматической фиксации этого нарушения. Размер штраф остался прежним.
Примечание к статье 1.5 (которой установлена презумпция невиновности) дополнено словами о том, что часть 3 этой статьи не распространяется и на тех, кто не оплатил проезд по «платнику», если его зафиксировала автоматическая камера. Однако в изменениях в КоАП сказано, что норма эта действует только для проезда по (цитата) «автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, частным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, частных автомобильных дорог общего пользования». Тот есть, для всех дорог, кроме федеральных.
Получается, что на федеральных платных дорогах презумпция невиновности по-прежнему действует, даже в случае фиксации нарушения автоматической камерой. Странно…
А с самой вышеназванной статьей 12.21.4 произошли некие метаморфозы. Начнем в того, что изменилось ее наименование. Если сейчас она называется «Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог» (без указания, каких именно), то вскоре станет касаться только «платных автомобильных дорог (участков) общего пользования федерального значения». Из этого следует, что за неоплату проезда по другим типам «платок» размер штрафа будут устанавливать собственники этих дорог либо местные власти. И он может оказаться далеко не 1500 руб.
Однако оба примечания к этой статье, в которых сказано о возможности не платить штраф, если оплатить проезд в течение 20 дней с момента вынесения постановления о штрафе (1), и что более одного штрафа за неоплату нескольких участков одной дороги в сутки выставлять нельзя (2), остаются действующими и распространяются уже на абсолютно все виды платных дорог — и частные, и федеральные (новое примечание 3).
В часть 1.3 статьи 32.2 внесена поправка, запрещающая оплачивать штраф за неоплату проезда в размере 50% в течение 20 дней. Однако касается этот запрет всех видов дорог, кроме федеральных.
Все описанные изменения введены федеральным законом № 405 от 31.07.2023 и вступят в силу с 1 сентября 2024 года.