Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!
Продолжаю рассказ о восьмом холме Древнего Рима, начало можно прочитать здесь:
Этот холм называется Монте Тестаччо ("холм из глиняных черепков") и рождён он был многолетними трудами жителей Вечного Города. Это одна из самых больших «свалок» Римской империи, дошедшая до наших дней– огромный искусственный холм, состоящий из черепков разбитых амфор.
Но какая правильная, образцово-показательная свалка! И свалкой сложно назвать, скорее это тщательная укладка. На мой взгляд, это произведение искусства! Взгляните!
Римляне не были бы Римлянами, если бы навалили битые использованные амфоры кучей... как частенько делаем это мы.
В эпоху античности в этом районе жизнь кипела, била ключом. На берегу реки Тибр находился речной порт Emporium, куда прибывали товары из разных римских провинций, кормивших митрополию.
Товары доставлялись на речных судах и баржах, на которые их перегружали с морских судов в Остии - торговых вратах Рима.
Здесь же находились склады Гальбы - сооружения огромного размера и площади. Они были построены на месте загородной виллы Сульпиция Гальбы, родоначальника известной римской семьи. Что-то мне подсказывает, что римское знатное семейство без промедления покинуло это место, как только вокруг зашумела оживленная торговая суета.
Склады состояли из одного или двух этажей: на верхний этаж можно было завозить товары по пандусам. Сами помещения располагались вокруг внутреннего двора. Под первым этажом часто оборудовали подвалы для защиты от влаги.
Оливковое масло, для перевозки которого использовались глиняные сосуды с двумя ручками – амфоры, было одним из самых востребованных продуктов. Глина - материал пористый, и со временем амфоры пропитывались маслом изнутри. Вымыть их не было никакой возможности, они начинали источать неприятный запах, так как остатки масла постепенно прогоркали.
Непригодные для повторного использования амфоры для удобства свозили в одно место, разбивали, укладывали аккуратными ровными слоями и утрамбовывали. Из сваленных вместе черепков амфор, которые пересыпали известью, чтобы нейтрализовать запах прогорклого масла, и получился искусственный холм.
Исследователи подсчитали, что Монте Тестаччо содержит остатки по меньшей мере 53 миллионов амфор из-под оливкового масла, в которых было импортировано около 6 миллиардов литров масла. Вечный город в период его расцвета населяло около полутора миллионов жителей и потребление продуктов питания было колоссальным!
Край каждой террасы подпирал ряд неповрежденных амфор, заполненных мелкими черепками, чтобы зафиксировать их на месте. Пустые амфоры, вероятно, целыми поднимали на холм на спинах ослов или мулов, а затем разбивали уже на месте.
Надписи на римских амфорах имели функцию современных этикеток. Информация наносилась в два этапа: штампы и процарапанные надписи наносились на новую амфору до обжига в печи, пока глина ещё мягкая.
Затем на готовую амфору наносились надписи чёрными или красными чернилами во время заполнения её каким-либо продуктом.
Эти, казалось бы, бесполезные битые черепки дали возможность историкам, археологам, палеографам для обширных научных исследований. Вся география торговых связей Рима, вся её хронология открывалась в процессе их изучения.
На штампах есть информация о владельце оливкового масла, есть имена производителя оливкового масла, есть название мастерской, где амфоры были изготовлены: иногда надпись показывает день, год выпуска и имена работников, которые контролировали производство.
Большинство надписей на осколках амфор отлично сохранились до сегодняшних дней благодаря известковому раствору, которым поливали уложенные слоями черепки. Иногда встречается и консульская дата: в Древнем Риме шло летоисчисление по именам двух консулов, которые управляли Римом в определённый год.
Определив точный год, в котором произошла сделка, исследователи получают хронологию абсолютного характера, которой очень трудно достичь в археологии.
Также эти стандартные надписи указывали на строгую систему контроля и отчётности в торговле и на усилия для предотвращения мошенничества.
Вот так древняя свалка стала ценнейшим объектом для изучения учёными многих профессий.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.