Найти в Дзене

Повесть Германа Гессе "Кнульп". История о страннике, счастье и несчастье, любви и новом Дон Кихоте.

1. Сюжет Повесть состоит из трех историй. Первая история происходит в начале весны. Кнульп только отошёл от серьёзной болезни, но уже отправился в путь. Он идет к своему давнему другу Эмилю Ротфусу и его жене. Друг с радостью принял Кнульпа и дал ему ночлег, пока тот не решит пойти дальше. Кнульп сразу заинтересовал жену Ротфуса, которая флиртует с ним. Но он не отвечает взаимностью. Вместо этого он приударяет за молодой девушкой, которая только устроилась работать в один из соседних домов. Девушка отвечает ему, и они проводят прекрасный вечер. Девушке становится не так одиноко, и она благодарит Кнульпа поцелуем. Ночью Кнульп уходит от Ротфуса и его жены. Вторая история происходит уже летом. Она написана от лица одного из друзей Кнульпа. Они с Кнульпом много говорят и филосовствуют: о жизни, любви, невозможности понять друг друга. Кнульп показан загадочной фигурой, филосовские воззрения которого могут легко меняться. В третьей истории, действие которой происходит весной, Кнульп о

1. Сюжет

Повесть состоит из трех историй. Первая история происходит в начале весны. Кнульп только отошёл от серьёзной болезни, но уже отправился в путь.

Он идет к своему давнему другу Эмилю Ротфусу и его жене. Друг с радостью принял Кнульпа и дал ему ночлег, пока тот не решит пойти дальше.

Кнульп сразу заинтересовал жену Ротфуса, которая флиртует с ним. Но он не отвечает взаимностью.

Вместо этого он приударяет за молодой девушкой, которая только устроилась работать в один из соседних домов. Девушка отвечает ему, и они проводят прекрасный вечер. Девушке становится не так одиноко, и она благодарит Кнульпа поцелуем.

Ночью Кнульп уходит от Ротфуса и его жены.

Вторая история происходит уже летом. Она написана от лица одного из друзей Кнульпа. Они с Кнульпом много говорят и филосовствуют: о жизни, любви, невозможности понять друг друга. Кнульп показан загадочной фигурой, филосовские воззрения которого могут легко меняться.

В третьей истории, действие которой происходит весной, Кнульп оказывается у своего друга-врача, который хочет ему помочь. Кнульп болеет чахоткой и вскоре может умереть, если ему не оказать помощь. Кнульп в детстве помогал врачу в гимназии, где они вместе учились.

Но после влюблённости в девушку внутри Кнульпа что-то сломалось, и он, способный ребёнок, перестаёт учиться, все бросает и отправляется в вечное скитание.

Бросает он от того, что девушка не хотела встречаться с учеником из гимназии. А когда его исключили, она уже любила другого молодого человека.

Сейчас Кнульп хочет вернуться домой, чтобы в последний раз увидеть родину. Его родители уже умерли, та девушка тоже. Поэтому он отправляется из городка дальше, где ему видится Бог. Он говорит с ним, пытается понять, почему так произошло. Бог отвечает. Герой засыпает, и на этом повесть заканчивается.

-2

-3

-4

-5

2. Образ Кнульпа

Кнульп - странник, пилигрим, с детства путешествует от поселения к поселению. У него нет дома, нет особых навыков. Он несчастен в те моменты, когда подолгу остаётся на одном месте, и в те, когда путешествует.

-6

Его любят люди, им становится легче от общения с ним. Они легко принимают его, помогают в пути.

-7

Но никто не может понять его до конца. Словно его душа неуловима, неполноценна, оборвана. Как и каждая история в повести.

В первой истории он показан человеком чистоплотным, соблюдающим моральные принципы. Он же и ловелас, который легко приударяет за девушками. Но относится к ним со всем уважением.

-8

Во второй истории он выступает мрачным философом, понимающим, что любовь не вечна, а понять друг друга не представляется возможным.

-9

В третьей истории он выступает в роли блудного сына, который даже после возвращения домой не находит приюта, покоя.

Кнульп - образ потерянного героя, это герой умершей морали, ценностей. Это человек, который не находит себе места нигде, так как, уже или ещё, не существует того мира, в котором он почувствовал бы себя как дома.

3. Новый Адам, проблематика повести

Как персонаж, лишённый рая, Кнульп напоминает немало других героев культуры.

Это и Адам, изганный из рая. Блудный сын, пытающийся вернуться к отцу.

Иисус Христос, человек, ищущий мудрость, скиталец в поисках истинного понимания любви.

Данте, который потерял Беатриче. Дон Кихот, словно лишний в нынешнем времени, человек старой морали или ещё не появившейся.

В конце концов, Фауст, желающий, чтобы мгновение остановилось. Только в отличие от последнего Кнульп не делец, а созерцатель, наблюдатель.

Что объединяет всех этих героев? Они ищут Бога, который есть Любовь.

Кнульп лишён опоры, он ни во что не верит. Но все равно ищет до самого конца истину, "царство духа", как часто писал Герман Гессе.

В повести это царство - сам герой. Он несёт с собой чувство свободы, чувство любви Бога. Поэтому люди так тянутся к нему, потому рядом с ним им становится лучше.

Поэтому, как мне кажется, это повесть о любви, христианской любви Бога и к Богу. О попытке понять его волю. О борьбе Иовы и попытке обрести настоящую мудрость.

Василий Иванович Суриков.«Странник».1886.
Василий Иванович Суриков.«Странник».1886.