Для многих будет неожиданностью, но былина «Алёша Попович и Тугарин Змей», не рассказывает об освобождении столицы Руси от степного захватчика, на самом деле она рассказывает о борьбе двух религий, с христианской точки зрения.
Уже больше тысячи лет назад на Руси началось противостояние христианства и язычества. Конечно, как и в любой другой стране мира, во время смены религии происходило много неоднозначного и даже в какой-то мере жестокого.
И тем интересны послания предков, дошедшие до нас в виде устных сказаний, что они помнят многое – есть тексты, сочувствующие язычеству или несущие в себе древние, почвенные смыслы славянского рода, а есть тексты прославляющие «новинку» – православие.
Один из наиболее полных текстов былины дошел до нас в сборнике «Древнероссийских стихотворений» Кирши Данилова, хотя отдельные общие детали сохраняются во многих вариантах былины. Кирша Данилов - сказитель, живший на Урале, его былины одно из первых печатных изданий русского эпоса.
Занятно, что Тугарин сохраняет «ритуальную чистоту» жреца неизвестного воздушного божества – он не касается ногами земли, на золотой доске его носят двенадцать русских богатырей. И даже у его коня есть крылья, не только сам Тугарин не пачкает ноги о землю, но и его конь.
Удивительно и всеобщее почтение к Тугарину, которое в былинах не мотивируется. Уточняю – во всех других былинах, где враг имеет явное восточное происхождение и грозится обложить Русь данью, русские люди этим недовольны. А тут же рисуется противоположная картина – повара князя сами готовы стараться для Тугарина и несут ему лучшие кушанья (по распространенной версии жрецы языческих богов сами съедали принесенные жертвы, так как идолам было достаточно запаха приношений).
Покорность жены князя Владимира и её явное увлечение Тугарином так же связано с тем, что «сакральный» правитель Руси получал в своё распоряжение всех женщин княжеского двора. Об этом говорит запись арабского путешественника Ибн Фадлана:
«В его очень высоком тереме постоянно находятся четыре сотни мужей из числа его богатырей, его соратников… Эти четыреста человек сидят под его престолом… На престоле с ним сорок послушных девушек, и иногда он сочетается с одной из них в присутствии соратников. Сам же не сходит с престола… Царь русов не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться с девушками, пить и предаваться развлечениям.»
Ахмет Ибн Фадлан
И образ Тугарина в целом соответствует этому описанию царя-жреца:
Мало время позамешкавши,
Несут Тугарина Змеевича
На той доске красна золота
Двенадцать могучих богатырей.
Сажали в место большое,
И подле его сидела княгиня Апраксия.
Тут повары были догадливы:
Понесли ества сахарные и питья медвяныя,
А питья все заморские.
Стали тут пить, есть, прохложатися,
А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест:
По целой ковриге за щеку мечет,
Те ковриги монастырские;
И нечестно Тугарин питья пьет:
По целой чаше выпивает он,
Которая чаша в полтретья ведра.
Когда же дело доходит до противостояния с Поповичем, то без какой-либо мотивации весь народ присутствующий на пиру встает на сторону Тугарина, и лишь христианское духовное лицо – Владыка Черниговский, встает на сторону Поповича.
«Бьюсь я с ним о велик заклад –
Не о сте рублях, не о тысячи,
А бьюсь о своей буйной голове!».
Втапоры князи и бояра вскочили на резвы ноги
И все за Тугарина поруки держат:
Князи кладут по сту рублев,
Бояра — по пятидесят,
Крестьяне — по пяти рублев.
Тут же случились гости торговые,
Три корабля свои подписывают
Под Тугарина Змеевича,
Всякие товары заморские,
А и что стоят на быстром Днепре,
А за Алешу подписывал
Владыка Черниговский.
В общем происходит объединение христианских духовных сил – жрецу воздушного божества бросает вызов могучий сын священника. В целом, это единственный сюжет, в котором Алёша Попович полностью раскрывает себя с героической стороны, во множестве других былин наш Алёшка либо сражается с врагами спустя рукава (потому что сражается не с духовным противником, а с историческим), либо гуляет по красным девицам, вместо того, чтобы Русь защищать.
Само сражение Алёши и Тугарина – полная победа христианского Бога, над языческим Идолом. Алёша Попович читает молитву о дожде, огненные крылья вражеского коня гаснут и Тугарин падает на землю, где у него уже нет власти.
Вот оно как получается – традиционно Тугарина изображают как представителя какого-то кочевого племени, а на самом деле он жрец языческого бога (либо сам является живым идолом), и то, что с ним борется именно сын священника не совпадение, а закономерность. Алёша Попович и Тугарин Змей – былина о борьбе двух религий на русской земле. И так как данная былина сложилась уже в христианской среде, то и победа достается православному богатырю.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.