2,6K подписчиков

Борьба двух религий в памяти русского народа. Алёша Попович и Тугарин.

2,8K прочитали

Для многих будет неожиданностью, но былина «Алёша Попович и Тугарин Змей», не рассказывает об освобождении столицы Руси от степного захватчика, на самом деле она рассказывает о борьбе двух религий, с христианской точки зрения.

Многие былины несут в себе христианский смысл. Прославляют победы православного воина-богатыря над язычниками.
Многие былины несут в себе христианский смысл. Прославляют победы православного воина-богатыря над язычниками.

Уже больше тысячи лет назад на Руси началось противостояние христианства и язычества. Конечно, как и в любой другой стране мира, во время смены религии происходило много неоднозначного и даже в какой-то мере жестокого.

И тем интересны послания предков, дошедшие до нас в виде устных сказаний, что они помнят многое – есть тексты, сочувствующие язычеству или несущие в себе древние, почвенные смыслы славянского рода, а есть тексты прославляющие «новинку» – православие.

Один из наиболее полных текстов былины дошел до нас в сборнике «Древнероссийских стихотворений» Кирши Данилова, хотя отдельные общие детали сохраняются во многих вариантах былины. Кирша Данилов - сказитель, живший на Урале, его былины одно из первых печатных изданий русского эпоса.

Алёша Попович и Тугарин. Сражение между православным и языческим богатырем.
Алёша Попович и Тугарин. Сражение между православным и языческим богатырем.

Занятно, что Тугарин сохраняет «ритуальную чистоту» жреца неизвестного воздушного божества – он не касается ногами земли, на золотой доске его носят двенадцать русских богатырей. И даже у его коня есть крылья, не только сам Тугарин не пачкает ноги о землю, но и его конь.

Удивительно и всеобщее почтение к Тугарину, которое в былинах не мотивируется. Уточняю – во всех других былинах, где враг имеет явное восточное происхождение и грозится обложить Русь данью, русские люди этим недовольны. А тут же рисуется противоположная картина – повара князя сами готовы стараться для Тугарина и несут ему лучшие кушанья (по распространенной версии жрецы языческих богов сами съедали принесенные жертвы, так как идолам было достаточно запаха приношений).

Арабский путешественник Ахмет Ибн Фадлан. Его руке принадлежат одни из первых иностранных письменных упоминаний о русской земле.
Арабский путешественник Ахмет Ибн Фадлан. Его руке принадлежат одни из первых иностранных письменных упоминаний о русской земле.

Покорность жены князя Владимира и её явное увлечение Тугарином так же связано с тем, что «сакральный» правитель Руси получал в своё распоряжение всех женщин княжеского двора. Об этом говорит запись арабского путешественника Ибн Фадлана:

«В его очень высоком тереме постоянно находятся четыре сотни мужей из числа его богатырей, его соратников… Эти четыреста человек сидят под его престолом… На престоле с ним сорок послушных девушек, и иногда он сочетается с одной из них в присутствии соратников. Сам же не сходит с престола… Царь русов не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться с девушками, пить и предаваться развлечениям.»
Ахмет Ибн Фадлан

И образ Тугарина в целом соответствует этому описанию царя-жреца:

Мало время позамешкавши,
Несут Тугарина Змеевича
На той доске красна золота
 Двенадцать могучих богатырей.
Сажали в место большое,
И подле его сидела княгиня Апраксия.
Тут повары были догадливы:
Понесли ества сахарные и питья медвяныя,
А питья все заморские.
Стали тут пить, есть, прохложатися,
А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест:
По целой ковриге за щеку мечет,
Те ковриги монастырские;
И нечестно Тугарин питья пьет:
По целой чаше выпивает он,
Которая чаша в полтретья ведра.

Когда же дело доходит до противостояния с Поповичем, то без какой-либо мотивации весь народ присутствующий на пиру встает на сторону Тугарина, и лишь христианское духовное лицо – Владыка Черниговский, встает на сторону Поповича.

«Бьюсь я с ним о велик заклад –
Не о сте рублях, не о тысячи,
А бьюсь о своей буйной голове!».
Втапоры князи и бояра вскочили на резвы ноги
И все за Тугарина поруки держат:
Князи кладут по сту рублев,
Бояра — по пятидесят,
Крестьяне — по пяти рублев.
Тут же случились гости торговые,
Три корабля свои подписывают
 Под Тугарина Змеевича,
Всякие товары заморские,
А и что стоят на быстром Днепре,
А за Алешу подписывал
Владыка Черниговский.

В общем происходит объединение христианских духовных сил – жрецу воздушного божества бросает вызов могучий сын священника. В целом, это единственный сюжет, в котором Алёша Попович полностью раскрывает себя с героической стороны, во множестве других былин наш Алёшка либо сражается с врагами спустя рукава (потому что сражается не с духовным противником, а с историческим), либо гуляет по красным девицам, вместо того, чтобы Русь защищать.

Само сражение Алёши и Тугарина – полная победа христианского Бога, над языческим Идолом. Алёша Попович читает молитву о дожде, огненные крылья вражеского коня гаснут и Тугарин падает на землю, где у него уже нет власти.

Вот оно как получается – традиционно Тугарина изображают как представителя какого-то кочевого племени, а на самом деле он жрец языческого бога (либо сам является живым идолом), и то, что с ним борется именно сын священника не совпадение, а закономерность. Алёша Попович и Тугарин Змей – былина о борьбе двух религий на русской земле. И так как данная былина сложилась уже в христианской среде, то и победа достается православному богатырю.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.