3,4K подписчиков

История группы Emerson, Lake & Palmer.

 "Emerson, Lake & Palmer", "Emerson, Lake & Powell" 
В 1970 году состоялся дебют британской рок-группы "Эмерсон, Лейк и Палмер", сокращенно "ЭЛП" - одного из ведущих коллективов того направления...

"Emerson, Lake & Palmer", "Emerson, Lake & Powell"


В 1970 году состоялся дебют британской рок-группы "
Эмерсон, Лейк и Палмер", сокращенно "ЭЛП" - одного из ведущих коллективов того направления современной музыки, которое позднее будет определено как арт-рок.

  • арт-рок от слова арт - искусство.

Хотя обращение арт-рока к опыту серьезной музыки, как к классическому наследию, так и к экспериментам XX века, было подготовлено работами "Битлз", "Мазере ов Инвеншн", "Найс", "Кинг Кримсон".

Из "Найс" и "Кинг Кримсон" пришли двое участников "ЭЛП" - Кит Эмерсон и Грег Лейк.

Успех "ЭЛП" был у самой разной аудитории от поклонников рока до профессоров консерваторий, тем не менее превзошёл все ожидания.

В отличив от других существовавших в то время супергрупп, состоящих из уже зарекомендовавших себя музыкантов: барабанщик Карл Палмер был известен по группам "Крэйзи Уорлд ов Артур Браун" и "Атомик Рустер". Трио "ЭЛП" ориентировалось на инструментальную музыку, крупные формы - сюиту, концерт - и соответственно не на аккомпанирующую гитару, а на солирующие клавишные инструменты. Как это ни парадоксально, при возникновении группы предполагалось участие и гитариста: шли переговоры даже с самим Джими Хендриксом.

Кит Эмерсон фактически заложил техническую основу в музыкальном направлении новая волна, впервые продемонстрировав возможность концертного применения таких электроинструментов, как синтезатор Myra. Перспективной, в том числе и для современной видео музыки, оказалась и театрализация выступлений, к которой прибегали участники "ЭЛП", стремясь облегчить восприятие серьёзных музыкальных форм.

Но главное в том, что участникам "ЭЛП", разносторонне образованным музыкантам, первым удалось обнаружить восходящую к фольклору общность простых, даже примитивных, но при этом жизнестойких интонаций тяжёлого рока, с неопримитивизмом и экспрессионизмом первых десятилетий XX века: трио записало на пластинки:

  • "Варварское аллегро" Белы Бартока
  • "Симфониетту" Леоша Яначека
  • "Скифскую сюиту" Сергея Прокофьева

Нельзя не назвать и броскую, хотя и не самую глубокую, работу "ЭЛП" - адаптацию "Картинок с выставки" М. Мусоргского, впрочем, привлекшую к сочинению русского композитора внимание многих рок-музыкантов, в том числе и японского мастера музыкальной электроники Исао Томи-та. Примечательно, что видные композиторы А. Хи-настера (Аргентина), А. Копленд (США), к произведениям которых обращались Эмерсон, Лейк и Палмер, неизменно высоко оценивали их творческий подход к своим сочинениям.

Все десять долгоиграющих альбомов "ЭЛП", самый яркий из них - это "Операция мозга" был выпущен в 1973 году, строились по принципу жанровой мозаики, монтажа, на первый взгляд, самых разнородных стилей - от инструментального концерта в сопровождении симфонического оркестра до французской шансон с аккордеоном, от импровизации в духе Дэйва Брубека или рэгтайма на расстроенном фортепиано до лирической баллады с гитарой. Разумеется, не сами участники "ЭЛП" изобрели составные части этой мозаики, но умение монтировать такие разноплановые детали в единое целое - это также признак большого мастерства. Однако Эмерсон и его коллеги добились гораздо большего, чем умелая компиляция: они создали своё неповторимо индивидуальное звучание, легко узнаваемое по виртуозному стаккато Эмерсона на синтезаторе или балладам Лейка в сопровождении акустической гитары, слегка подкрашенной электроникой.

Со временем у "ЭЛП" обнаружились и талантливые последователи в Великобритании "Джентл Джай-ант", в Италии "ПФМ", в Чехословакии "Коллегиум музикум", в ГДР "Штерн-комбо-Майссен", и подражатели, без присущего "ЭЛП" вкуса и чувства меры эксплуатировавшие идею рок-аранжировки классической музыки, нидерландская группа "Ик-сепшн". Поэтому к концу 70-х годов многие идеи арт-рока исчерпали себя: многие коллективы либо распались, либо - как "Йес"или "Генезис - претерпели значительные стилистические изменения, обратившись к диско- и поп-музыке.

Но уже в первой половине 80-х годов стало очевидным, что одним только жанром танцевальной песни рок-музыка ограничиться не может. После нового музыкального жанра под названием новая волна молодые музыканты начинают осваивать опыт арт-рока как, например, британский "Мэриллион", венгерский "КФТ", советский "Горизонт". И нет ничего удивительного в том, что вновь на сцене появляются хорошо знакомые имена. В 1986 году возрождается трио Эмерсон, Лейк и ...Пауэлл. Вместо Карла Палмера, работающего в группе "Азия", с ней сотрудничал одно время и Лейк, в трио теперь играет Кози Пауэлл, которого любители тяжелого рока хорошо знают по группам Джеффа Бека и "Рэйнбоу" Ричи Блэкмора.

Творческая программа группы "Эмерсон, Лейк и Пауэлл", несомненно, та же.

- "Итак, леди и джентльмены, добро пожаловать снова на наше представление, которое никогда не кончается".

- этими словами завершается композиция "Счёт". Эти же слова были, напомним, и в названии большого концертного альбома "ЭЛП" 1974 года. На концертах коллектив вновь исполняет лучшие вещи из репертуара 70-х годов - антивоенную песню "Счастливчик", "Фанфары для простого человека" А. Копленда,кстати, единственную свою сорокапятку попавшую в 1977 году в хит-парад "ТОР 20".

В творчестве "ЭЛП" имеются весьма интересные вещи: "Счёт", "Чудо", лирика Лейка "Ослеплённый любовью", и хард-роковая "Рискованная игра", и обработка симфонического произведения "Марс, войну приносящий". Однако стилистика отдельных композиций уже не столь контрастна. В 70-е годы балладу "Ослеплённый любовью" Лейк спел бы без сопровождения, а яркая характерная пьеса "Отойди" напоминала бы больше "начало века", чем новый джаз-рок в духе американской группы "Стили Дэн".

Но если раньше идейное содержание с трудом угадывалось за стилизациями под старину и абстрактной символикой, то последующие слова Грега Лейка в расшифровке не нуждаются:

- "Мы ждём чуда, чтобы спасти нашу мать-Землю".

... песня "Чудо".

Музыканты изображают гротескную панораму западного общества, за развлечениями забывающего о грозящей всему человечеству катастрофе, песня "Рискованная игра", и в заключение прямо призывают, "Сложите оружие". В наивности их, однако, упрекнуть нельзя: после этого прекраснодушного лозунга следует своего рода инструментальное послесловие - обработка одной из частей программной сюиты композитора Густава Холста "Планеты", это, кстати, еще один взаимообмен идеями между Эмерсоном и Томита, аранжировавшим всю сюиту Холста. "ЭЛП" в отличие от Томита делает центральной часть сюиты, которая недвусмысленно названа самим композитором "Марс, войну приносящий". Грандиозно и вместе с тем тревожно звучат последние аккорды "Марса", но, после того как они отзвучат, в памяти вновь возникают слова:

- "Сложите оружие и выпрямьтесь - и мы поднимемся над грозой!".

 "Emerson, Lake & Palmer", "Emerson, Lake & Powell" 
В 1970 году состоялся дебют британской рок-группы "Эмерсон, Лейк и Палмер", сокращенно "ЭЛП" - одного из ведущих коллективов того направления...-2