8 подписчиков

Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» на тему конфликт поколений, век нынешний и век минувший

6,3K прочитали

А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» поднимает важные проблемы, актуальность которых остаётся и в современном обществе. Одной из ключевых тем произведения является противостояние века нынешнего и века минувшего. Конфликт развивается на протяжении всей комедии, но решить его не удалось даже по сей день. Автор наглядно показывает, как разные поколения взаимодействуют друг с другом и какие последствия это может иметь для общества.

В пьесе мы видим два поколения: новое и старое. Главный герой комедии – Чацкий – молодой человек, представитель прогрессивного мышления, стремящийся сделать мир лучше. Старшее поколение в лице Фамусова и его окружения – консерваторы, не желающие ничего менять.

Межпоколенческая связь проявляется в том, что новое поколение пытается донести свои идеи до старшего, но часто встречает непонимание и сопротивление. Например, Чацкий пытался убедить Фамусова в том, что образование необходимо для развития общества и личности, но Фамусов считал это пустой тратой времени и денег. Также Чацкий, в отличие от людей «века минувшего», считает, что человека нужно уважать за его личные достижения, а не родословную, а также, что чины и место в обществе не должны становиться важнейшей и неоспоримой ценностью. В то же время Фамусов построил свою жизнь на чинопочитании, светских беседах, общественном мнении и желании выслужиться.Фамусов консервативен, поэтому с особой преданностью относится к прошлому, не желая привносить в жизнь какие-либо серьёзные изменения, способные разрулить привычный уклад. Взгляды героев противоположны, что приводит к разногласиям, перерастающим в неприязнь. 

Фамусовское общество не принимает Чацкого и его стремление к изменениям в обществе. На этой почве начинаются многие споры, выиграть которые не суждено никому. Нежелание слышать и неумение принимать позицию, отличную от собственной становится главной причиной конфликта поколений. Герои, убеждённые в своей правоте, не способны прийти к согласию друг с другом.

Видно, что межпоколенческий конфликт в комедии «Горе от ума» проявляется в разных аспектах: мировоззренческих ценностях, межличностных отношениях, нравах . Автор показывает, что диалог поколений не может строиться на навязывании своих идеалов и желании изменить мышление других. Личность не может формироваться отдельно от той эпохи, в которую она живёт, именно поэтому попытки переделать человека и насильно навязать ему другие ценности никогда не могли и не смогут увенчаться успехом.