Зачастую при упоминании имени великого русского композитора Петра Ильича Чайковского в контексте оперного театра в сознании всплывает несколько названий - «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланда». Однако это далеко не все оперные произведения, которые написал Чайковский. В этой статье приведены примеры трех малоизвестных опер, которые заслуживают внимание нашего читателя не менее, чем вышеупомянутые три оперных гиганта.
Оперный путь Чайковского берет начало в Санкт-Петербургской консерватории. Впервые композитор прикоснулся к оперному искусству, когда написал увертюру к «Грозе» Александра Островского. В конце 1860-х Чайковский пишет первые полноценные оперы - «Воеводу» по Островскому и «Ундину» по балладе Василия Жуковского. Однако в то время русские оперы не пользовались особой популярностью, так как на сценах Московского и Петербургского музыкальных театров выступали зарубежные труппы, которые интересовали публику гораздо больше. Тем не менее, в 1870-1880-ые ситуация меняется, и русские оперы начали звучать все чаще и вытеснили итальянские шедевры, став основой репертуара Императорских театров.
Перейдем непосредственно к операм - «Опричник», «Орлеанская дева» и «Мазепа».
«Опричник»
«Опричник» третья опера Чайковского и первая, которая привлекла внимание общественности. Основой для либретто и для музыки «Опричника» легла музыка, написанная композитором для своей первой оперы «Воевода». Сюжет для оперы Чайковский писал сам с опорой на пьесу драматурга Ивана Лажечникова.
«Орлеанская дева»
«Орлеанская дева» - единственная опера, написанная Чайковским на иностранный сюжет. Вдохновленный пьесой Фридриха Шиллера о жизни французской воительницы Жанны Д’Арк, композитор сам написал либретто к опере, несмотря на то что долгое время пьеса, переведенная Василием Жуковским, была запрещена.
«Мазепа»
Опера «Мазепа» написана на сюжет поэмы «Полтава» Александра Пушкина в 1881-1883 годах. До этого поэма уже не раз становилась основой для музыкальных произведений, однако ни у одного другого композитора не вышло написать оперу, подобную творению Чайковского. Композитор придумал практически новый сценарий, оставив при этом в сюжете Полтавскую битву. Впервые публика увидела оперу в Большом театре.
Автор: Анжелика Лисаветская, журнал "Театральные мастерские"