Три исторические оперы Чайковского

Зачастую при упоминании имени великого русского композитора Петра Ильича Чайковского в контексте оперного театра в сознании всплывает несколько названий - «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланда».

Зачастую при упоминании имени великого русского композитора Петра Ильича Чайковского в контексте оперного театра в сознании всплывает несколько названий - «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланда». Однако это далеко не все оперные произведения, которые написал Чайковский. В этой статье приведены примеры трех малоизвестных опер, которые заслуживают внимание нашего читателя не менее, чем вышеупомянутые три оперных гиганта.

Оперный путь Чайковского берет начало в Санкт-Петербургской консерватории. Впервые композитор прикоснулся к оперному искусству, когда написал увертюру к «Грозе» Александра Островского. В конце 1860-х Чайковский пишет первые полноценные оперы - «Воеводу» по Островскому и «Ундину» по балладе Василия Жуковского. Однако в то время русские оперы не пользовались особой популярностью, так как на сценах Московского и Петербургского музыкальных театров выступали зарубежные труппы, которые интересовали публику гораздо больше. Тем не менее, в 1870-1880-ые ситуация меняется, и русские оперы начали звучать все чаще и вытеснили итальянские шедевры, став основой репертуара Императорских театров.

Перейдем непосредственно к операм - «Опричник», «Орлеанская дева» и «Мазепа».

«Опричник»

Олег Ардимасов. Портрет Петра Чайковского. 1968. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Олег Ардимасов. Портрет Петра Чайковского. 1968. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза

«Опричник» третья опера Чайковского и первая, которая привлекла внимание общественности. Основой для либретто и для музыки «Опричника» легла музыка, написанная композитором для своей первой оперы «Воевода». Сюжет для оперы Чайковский писал сам с опорой на пьесу драматурга Ивана Лажечникова.

«Орлеанская дева»

Валерий Левенталь. Иоанна в торжественной порфире. Эскиз костюма к опере Петра Чайковского «Орлеанская дева» (фрагмент). 1990. Музей Государственного академического Большого театра России, Москва
Валерий Левенталь. Иоанна в торжественной порфире. Эскиз костюма к опере Петра Чайковского «Орлеанская дева» (фрагмент). 1990. Музей Государственного академического Большого театра России, Москва

«Орлеанская дева» - единственная опера, написанная Чайковским на иностранный сюжет. Вдохновленный пьесой Фридриха Шиллера о жизни французской воительницы Жанны Д’Арк, композитор сам написал либретто к опере, несмотря на то что долгое время пьеса, переведенная Василием Жуковским, была запрещена.

«Мазепа»

Матвей Шишков. Эскиз декорации к опере Петра Чайковского «Мазепа» (фрагмент). 1883. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Матвей Шишков. Эскиз декорации к опере Петра Чайковского «Мазепа» (фрагмент). 1883. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Опера «Мазепа» написана на сюжет поэмы «Полтава» Александра Пушкина в 1881-1883 годах. До этого поэма уже не раз становилась основой для музыкальных произведений, однако ни у одного другого композитора не вышло написать оперу, подобную творению Чайковского. Композитор придумал практически новый сценарий, оставив при этом в сюжете Полтавскую битву. Впервые публика увидела оперу в Большом театре.

Автор: Анжелика Лисаветская, журнал "Театральные мастерские"