По неизвестной причине мимо прохожих зевак внезапно пронеслись 12 буксиров, которые везли за собой огромный плавучий завод. По иронии судьбы он остался незамеченным, несмотря на свою 130-метровую высоту, ведь всё население России было занято наблюдением за автоматической межпланетной станцией «Луна-25». Спустимся с небес на землю: что случилось летом 2023 года на Севморпути и почему это чудо инженерной мысли? Давайте разбираться.
Слон в посудной лавке
Колоссальная новость растворилась в бесконечных постах и статьях о полёте и неудачном прилунении «Луны-25». Настолько незаметной она была, что ее чуть не пропустили и мы. Об этом событии не написал даже портал «Время Вперёд», который частенько стоит особняком и всё-таки затрагивает важные события, которые задавил информационный шум. Но мы продолжаем держать ухо востро: по Севморпути на расстоянии 1100 морских миль провезли сооружение, которое поражает своими размерами.
«Общий вес конструкции составляет 640 тыс., каждая платформа имеет размеры 300х152х70 м», — сообщает «Интерфакс».
В августе завершилась транспортировка первой линии «Арктик СПГ 2». Она проходила из Мурманской области к месторождению Утреннее на п-в Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе по самой северной артерии мира в суровой ледовой обстановке. Линия была достроена несмотря на то, что под конец строительства США с помощью своих западных сателлитов обрушили на проект весь арсенал ограничений:
«США и ЕС ограничили поставки оборудования и технологий для нефтегазового комплекса России. А «большая четверка» нефтесервиса — Baker Hughes, Weatherford, SLB (Schlumberger) и Halliburton — объявила о приостановке работы в стране», — ТАСС.
Были и единичные отказы и попытки препятствовать:
«Французские власти и банки отказались от участия в российском проекте «Арктик СПГ 2» из-за обеспокоенности проблемами климата несмотря на то, что одним из его акционеров является французская Total (10%), сообщает газета Tribune», — передает РИА Новости.
Даже на Востоке:
«Южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) — партнер «Новатэка» — расторгла контракт на строительство трех СПГ-танкеров Arc7 по заказу «Совкомфлота» для проекта «Арктик СПГ 2» по причине просрочки платежа со стороны судоходной компании», — пишет «Коммерсант».
И снова:
«Японские и французские компании, участвующие в «Арктик СПГ 2», замораживают новые инвестиции в проект в связи с невозможностью осуществления денежных переводов на фоне антироссийских санкций», — пишет издание «Никкэй».
Но остановить проект всё же не удалось. И теперь завод на платформе гравитационного типа стал новым словом в истории мирового судостроения. Но зачем такие объемы понадобились в море и почему проект так сильно хотел отменить коллективный Запад?
Сжиженный лазурит
Напомним, что с 2000-го по 2023 год поставки сжиженного природного газа возросли почти в 3, а то и в 3,5 раза. Кроме того, прослеживается заметное увеличение доли СПГ в общем объеме голубого топлива. Поэтому наращивание добычи «лазурного золота» кажется очевидным, особенно когда цифры показывают, что в начале 2000 года доля составляла 27%, в 2010-м — 41%, а в 2021-м — 50%.
Стратегия РФ сильно поменялась:
«В целом в нашей стратегии записано то, что мы должны добиваться от 100 до 140 млн тонн СПГ-производства. Сейчас Россия производит 33 млн тонн. При реализации этого проекта в течение ближайших трех лет мы выйдем на 53 млн тонн», — рассказал вице-премьер России Александр Новак.
Зачем же так заморачиваться с построением плавучих заводов? Всё дело — в их мобильности: такие установки можно транспортировать куда угодно с места на место. СПГ-завод, в частности, включает в себя 3 технологических линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год СГК. Хранилища технологических линий имеют совокупный объем: СПГ — 687 тыс. м³, СГК — 225 тыс. м³.
В 2022 году сжиженный газ стал подушкой безопасности в столкновении с европейскими санкциями:
«В 2022 году Россия поставила в Европу около 17 млн т сжиженного природного газа (СПГ), что примерно на 20% больше, чем в 2021 году. Таким образом, Москва частично компенсировала резкое снижение поставок российского трубопроводного газа», — РБК.
Россия фактически создала конвейер по производству таких конвейеров (извините за каламбур) на платформах гравитационного типа. И в долгосрочной перспективе это даст колоссальные преимущества компании «Новатэк». Не говоря уже о том, что российские специалисты получили уникальные для мира компетенции и теперь можно разрабатывать месторождения дальше в шельфовой зоне.
⛔Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и комментарием, если вам это нравится.
Читайте далее:
Материал создан при поддержке проекта SFERA