Найти тему

Побег от самой себя или «Куда ты пропала, Бернадетт?»

Осторожно, спойлеры (много)!


Пасмурным июльским воскресеньем, разбитая простудой, находясь на перепутье мыслей и чувств, я наткнулась на фильм, как нельзя лучше подходящий под мое настроение.

Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/3402871/
Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/3402871/

Куда ты пропала, Бернадетт?
США, 2019, реж. Ричард Линклейтер (возможно вы его знаете по той самой трилогии «Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью»).

Бернадетт (Кейт Бланшетт прекрасна!) — центр истории, гениальный архитектор в прошлом, любящая жена и мать, несносная соседка и социофоб в настоящем.

Бернадетт странная. Немного городская сумасшедшая, обаятельная в своей непохожести на остальных. Ее внешний вид — темные очки, челка на пол лица, шарф, объемная одежда, ее жилище — огромный ветхий замок — это стены, которыми Бернадетт пытается защитить свое ранимое я.

Она выбрала побег от реальности, как способ защититься от боли: от разрушенных планов, от нереализованного таланта художника, от окружающих людей. Как дети играют: закрою глаза — и сделаю вид, что меня нет, я вас не вижу — значит и вы меня не видите.

Однако Бернадетт не одинока. У неё есть любимая семья. Муж, с которым они перестали слышать друг друга, но не перестали любить. Долгожданная дочь Би, появившаяся на свет после четырех неудачных болезненных беременностей. Ребёнок, которому Бернадетт решила посвятить себя. Нет, она не стала гиперопекающей матерью, ее дочь — Би выросла самодостаточной, умной и любящей девочкой, однако моментами эгоистичной, ведь мама всегда была только ее.

Постепенно тучи над Бернадетт сгущаются, ссоры с соседями выходят из под контроля, ее поведение приносит вред другим людям — затопление соседского дома, передача личных данных преступной группировке мошенников (откуда вы думали бы? из России, конечно;)).

Муж Элджи бьет тревогу, супруга не в порядке, нужна помощь специалистов. Очная ставка. Сцена в гостиной. При семейной разборке присутствуют психолог и агент ФБР (как говорится, лол). Бернадетт признаёт ошибки, но поступает так, как привыкла справляться с трудностями — сбегает. На этот раз в Антарктику. И там конечно же находит себя, точнее возвращается к себе, виды льдов и холодной водной глади вдохновляют ее и помогают разобраться в насущном вопросе: а что же делать дальше?

Фильм добрый, поэтому в финале все герои вроде бы все поняли. Бернадетт, несмотря на удары и разочарования в прошлом, решила снова заняться работой архитектора, она снова открылась этому миру, что подчеркнуто и внешним видом — лицо открыто, сияет улыбкой, никаких очков, нависшей челки и шарфов. Трудоголик Элджи, основной претензией к которому было, что он много работает, ушёл из крупной корпорации в свободное плавание (как он сам говорит «стал фрилансером») и теперь будет больше времени проводить с семьей. Малышка Би научилась отпускать маму, приняв тот факт, что у неё может быть (и должна быть) своя жизнь.

Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/3402875/
Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/3402875/

Но вот вопрос: обязательно ли ехать в Антарктику, чтобы решить свои проблемы? Ведь по сути это снова побег Бернадетт от реальности. Что будет, когда она вернется после пятинедельной командировки по льдах. Не будет ли она снова прятаться в своём замке. А что, если ее не утвердят и она не станет вести проект научной станции во льдах? Она насовсем и безвозвратно уйдёт в себя? Снова разочаруется и утонет в своей боли?

Ладно, я люблю истории со счастливым концом. Поверю вам на слово, авторы фильма, поверю, что Бернадетт изменилась, что она теперь по мановению волшебной палочки стала совсем другой (да-да…), что все у них будет хорошо.

В этой истории, на мой взгляд, красной ниточкой ведется тема целостности человека: нельзя полностью раствориться в любви к другому, не потеряв что-то важное в себе.

История Бернадетт как будто выводит понятную формулу: да, я тебя люблю, но ещё люблю и архитектуру, ещё люблю выращивать цветы, ещё люблю рисовать, ещё много чего люблю.

Хороший акцент сделан на теме психотерапии: как личной, так и семейной. Заметив психологические проблемы у жены, Элджи попытался помочь ей с помощью психотерапевта. И вот здесь до того, как мы сюжетно свернули в побег героини, для меня кроется логичный (в жизни логичный) финал. Возможно Бернадетт действительно нужно было поехать на курс терапии, пройти лечение, а потом поехать в путешествие. Ну да ладно, тогда, конечно, смотреть было бы не так интересно=)

Основная мысль фильма для меня:

Каждый человек (а особенно одаренный талантом) должен жить деятельно, должен творить и работать, иначе нереализованный потенциал станет разрушительным оружием, направленным на самого человека и окружающих.

(да и просто грустно будет)