Найти в Дзене
Комсомольская Правда - Уфа

«В глазах – ни капли раскаяния»: ревнивец на глазах у двух маленьких дочерей убил молодую жену и избежал тюрьмы

Это зверское убийство произошло 29 июля 2020 года в Саткинском районе Челябинской области: неподалеку от села Алексеевки мужчина зарезал собственную жену на глазах у маленьких дочерей двух и четырех лет. Мужчина наносил удары своей жертве, пока в припаркованном на обочине белом «Рено Дастере» заливались плачем дети.

ПОЕХАЛИ С ДЕТЬМИ В СТОМАТОЛОГИЮ

Участниками кровавой драмы оказалась супружеская пара из Белокатайского района Башкирии – 31-летний Александр и 30-летняя Оксана, оба они проживали в селе Новобелокатай. В тот день у старшей дочери разболелся зуб, но поскольку в маленьком селе детской стоматологии не было, а до Уфы – столицы республики – добираться было слишком далеко, супруги решили отвезти дочь в больницу в Сатке.

Как утверждал сам Александр в беседе с оперативниками, в машине они с женой поссорились на фоне ревности. Мол, он уличил ее в неверности и вышел из себя. Остановив автомобиль на обочине, ревнивец схватил бытовой нож и начал наносить удары Оксане. Она смогла выбраться из автомобиля и выбежала на дорогу, чтобы позвать на помощь, но супруг догнал ее и еще несколько раз ударил. Затем он вернулся в автомобиль, достал уже канцелярский нож и добил им жену.

-2

Проезжавший мимо водитель попытался остановить душегуба, кричал ему, чтобы тот прекратил. Но Александр лишь коротко сказал: «У нас тут семейные разборки». Убив жертву, Александр не стал скрываться – он выкинул нож в кусты и вернулся к машине, где кричали и плакали от страха на заднем сиденье девочки. Когда приехала полиция, мужчина не стал сопротивляться и добровольно сдался, заявив, что жена сама виновата в случившемся – не надо было ему изменять. Разбирательство по этому делу длилось больше года.

РАНЕЕ ПЫТАЛСЯ УБИТЬ ПЕРВУЮ ЖЕНУ

Как удалось выяснить «КП-Уфа», Александр в детстве отличался вспыльчивым и агрессивным характером. Его одноклассники отзываются о нем как о человеке, которого очень легко было вывести из себя.

– Он очень нервный был в школе, все время психовал. Мы все в шоке, что он мог совершить такое, – признается бывшая одноклассница мужчины Регина И.

Брак с Оксаной – не первый для Александра. Около 10 лет назад он был женат на Алине (имя изменено – Ред.), поначалу семья казалась идеальной, у супругов родился сын, но вскоре брак дал трещину. Как рассказала Алина, ее бывший супруг был очень ревнивый и неуравновешенный, на пустом месте мог устроить скандал, постоянно подозревал и обвинял жену в изменах и даже поднимал руку. Терпение молодой женщины кончилось, и она решила подать на развод, что вывело Александра из себя.

Первая супруга Александра
Первая супруга Александра

– Он пытался убить меня. Тогда было возбуждено уголовное дело, но под давлением его родителей я забрала заявление, и дело было закрыто. Этот мужчина болен и очень жесток. У него мания, просто все об этом молчат. После того, как он пытался убить меня, его хотели упечь в психиатрическую клинику, но он как-то отмазался, – рассказала Алина.

Женщина не захотела вспоминать те страшные события и не стала описывать, как именно издевался над ней бывший супруг, поскольку не хочет заново переживать тот кошмар.

«ВЕРИЛА, ЧТО ОН ИЗМЕНИТСЯ»

Через какое-то время после развода – в 2014 году – Александр познакомился с Оксаной. Они встретились в кафе: он работал таксистом и забирал ее после посиделок с подругами. Вспыхнула страсть – и практически сразу влюбленные съехались, а в 2016 официально оформили отношения. В том же году у пары родилась первая дочь, в 2018 – вторая. Вскоре Александр снова стал ревновать свою жену и распускать руки. Но только дома – пока никто не видит, однако соседи слышали крики и звуки побоев.

– Они жили в соседнем подъезде с нами. Он постоянно избивал ее, мучил, не давал сделать и шагу. Первая жена убежала от него, а эта не смогла или не успела. Девочек очень жалко, остались без мамы… - вспоминает соседка семьи Мария.

Родственники убитой Оксаны долгое время не могли прийти в себя от пережитого горя. Они не верили, что их улыбчивой и красивой молодой женщины больше нет в живых. А больше всего им обидно и больно слышать нелепые и необоснованные нападки, что она могла изменять мужу. По словам родных убитой, она делала все, чтобы сохранить брак.

– Оксана была домашней семейной девочкой. Александр был ее первым мужем. Она никогда никуда не ходила, все только для семьи. Всего сама добивалась и тащила на себе мужа, верила ему, что он изменится. Говорила, что дочкам полная семья нужна, чтобы рядом были и папа, и мама, - вздыхает родная тетя Оксаны Галина.

-4

«В ГЛАЗАХ НИ КАПЛИ РАСКАЯНИЯ»

По факту случившегося Следственный комитет Челябинской области возбудил уголовное дело об убийстве с особой жестокостью. На допросах Александр без устали утверждал, что убивал жену в состоянии аффекта – мол, сначала увидел ее телефон на пароле, потом якобы узнал об измене с лучшим другом, а еще видел, что к ней кто-то приходит по ночам, пока все спят. По утрам уплотнитель на двери проверял, измерял во дворе следы от шин, но каждый раз жена отрицала свою связь с другими мужчинами, и он верил ей.

Александра отправили в закрытую психиатрическую клинику для прохождения судмедэкспертизы. Через несколько месяцев пришел результат: медики выявили у обвиняемого тяжелую форму психического расстройства, из-за которой возник приступ патологической ревности. Иначе говоря, мужчина якобы вообще не осознавал своих действий в момент преступления. Дело направили в прокуратуру для утверждения постановления о применении принудительных мер медицинского характера.

С решением о признании Александра невменяемым категорически не согласились родственники убитой Оксаны. Они говорили, что если мужчину отправят на принудительное лечение, он не понесет никакого наказания за жестокое убийство.

– Мы разговаривали со следователем, он пообещал, что Саша теперь точно не выйдет в ближайшее время. Но мы ни в чем не уверены – пройдет год-два-пять, он якобы «вылечится» и со спокойной совестью выйдет на свободу. А что потом? Снова набросится на кого-нибудь с ножом? Мы видели его в зале суда – спокойный, на все вопросы отвечает четко и по делу. На лице – ни грамма растерянности, в глазах – ни капли раскаяния, – рассказывает сестра убитой Оксаны Елена. – Родственники Саши, конечно, видятся с детьми, помогают, как могут. А что потом – неужели он снова сможет забрать к себе девочек? Он хитрый и опасный и не должен выйти на свободу. И кстати, если у него такое серьезное психическое расстройство, как он вообще мог получить водительские права и разрешение на получение оружия?

Елена отметила, что Оксана познакомила родных с Александром практически сразу – «и за все время никто из родственников не подумал бы, что с ним что-то не в порядке». На людях он всегда был спокойным, вежливым, совершенно адекватным и готовым поддержать любой разговор. О том, что в семье появились проблемы, стало известно гораздо позже.

-5

СИМУЛИРОВАЛ СУМАСШЕСТВИЕ?

Александр Войцех, адвокат матери погибшей Оксаны, которая проходила потерпевшей по уголовному делу, утверждал, что медицинская экспертиза обвиняемого проводилась с нарушениями, и ее результаты не должны стать основанием для вынесения судебного решения.

В качестве аргумента адвокат указывал на тот факт, что от момента ссоры до убийства прошло около часа, и это юридически исключает состояние аффекта, у которого временной интервал не более 15 минут. Родственники Александра также подтверждают, что он никогда не страдал психическими заболеваниями и не состоял на каком-либо учете.

– Но главное – это обстоятельства совершения убийства. Александр начал наносить Оксане удары в машине бытовым ножом. Нанеся несколько ударов, он осознанно остановился, позволив жертве сбежать. Но из-за ран женщина не могла далеко убежать, поэтому Александр догнал ее в 14 метрах от машины и нанес еще несколько ударов. В состоянии же аффекта действия неконтролируемые. Человек, как дикий зверь, наносит удары до собственного изнеможения. А тут он явно остановился, подумал и решил догнать и завершить начатое до конца. После он выкинул нож, вернулся к машине и стал мыть руки водой из бутылки с минералкой, тем самым смывая кровь и уничтожая следы и орудие преступления, – объясняет Войцех.

К тому же в ходе следствия выяснилась еще одна любопытная деталь. В тот самый злополучный день старшая дочь супругов, видя, что случилось с мамой, с криком и плачем выбежала из машины. Отец перехватил девочку и отдал очевидцам, чтобы они ее отвлекли.

– Очевидно, что отец не хотел, чтобы ребенок видела тело матери, то есть человек прекрасно отдавал отчет своим действиям, – подчеркивает адвокат.

Несмотря на то, что Оксана уже была при смерти, Александр не остановился. Он нашел в бардачке машины канцелярский нож и довел свой замысел до конца.

– Но как объяснил свои действия Александр? Очевидцу (мужчине, который пытался его остановить) он спокойно рассказал, что недавно узнал, как жена изменила с его другом. А вот сейчас он попросил Оксану дать ему телефон, но он был заблокирован, что и вызвало его реакцию. То есть психотравматической ситуацией для Александра выступило не сама новость об измене, а факт блокировки телефона. То есть человек, якобы узнав о предательстве, спокойно, как ни в чем не бывало, планирует семейную поездку в соседнюю область, - уверен адвокат Войцех.

-6

ПРОДАЖА ВЕЩДОКА ПРЯМО В СИЗО

Еще один очень спорный момент, который настораживает и родных убитой, и адвоката – это продажа того самого автомобиля «Рено Дастер», на котором семья ехала в Сатку, и где, по сути, и произошло убийство. Во-первых, сразу возникает вопрос, почему следователь не наложил запрет на регистрационные действия и не приобщил автомобиль к уголовному делу в качестве вещдока? Во-вторых, продавал свой автомобиль Александр, находясь в следственном изоляторе. То есть к нему пришел нотариус и, убедившись в адекватности мужчины, в его способности осознавать характер и юридические последствия его действий, заверил доверенность на право продажи машины. И снова вопрос: у нотариуса не возникло никаких сомнений в адекватности и дееспособности обвиняемого, тогда почему уже у экспертизы прямо противоположные выводы?

- Я не вижу оснований доверять психиатрической экспертизе, которая пришла к заключению, что Александр не отдавал отчет своим действиям, не мог ими руководить как в момент совершения преступления, так и в период расследования уголовного дела. Возможно, он просто симулировал перед врачами, чтобы избежать ответственности. Поэтому сейчас наша задача назначить повторную СМЭ и вернуть дело прокурору для утверждения обвинительного заключения вместо постановления о применении принудительных мер медицинского характера, - резюмировал Войцех.

ДЕВОЧКИ ПОСТОЯННО СПРАШИВАЮТ: «ПОЧЕМУ ПАПА МАМУ УБИЛ?»

Суд по делу о жестоком убийстве начался спустя год после трагедии - в августе 2021-го. На заседании Александр почти не поднимал газа от пола. Прокурор говорил, что поступок подсудимого был вызван беспричинным галлюцинаторно-бредовым синдромом, который сопровождался моральной холодностью, ранимостью, сниженной самооценкой, проблемами в интимной жизни, вспыльчивостью и доминированием.

На суде, едва сдерживая слезы, выступила и мать Оксаны, которая теперь воспитывает внучек. Она сказала, что девочки постоянно спрашивают у нее, «почему папа маму убил?». Первое время малышки вообще не могли спать: одна помнила все до деталей, другая - только фрагменты трагедии. Потерпевшая сказала на заседании, что не верит в диагноз зятя и считает его адекватным.

На втором заседании подсудимый прервал молчание и сказал, какие события предшествовали поножовщине. Александр заявил, что нашел дома чужую отвертку и спросил у Оксаны, откуда она. Жена ответила, что не знает, и спросила: «Думаешь, я тебя убить хочу?». На это мужчина сказал, что за нее это может сделать кто-то другой. Кроме того, Александр добавил, что видел возле дома бывшего парня Оксаны.

-7

Челябинский областной суд огласили приговор Александру лишь в октябре 2021 года. Несмотря на попытки родственников засадить мужчину в тюрьму и доказать его адекватность, инстанция назначила ему принудительное лечение в клинике с интенсивным наблюдением. Комиссия экспертов постановила, что мужчина страдает хроническим психическим расстройством, которое как в момент совершения преступления, так и сейчас лишает его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий.

На последнем процессе Александр полностью признал свою вину, но не стал вдаваться в подробности и объяснения. Лишь согласился, что нуждается в лечении и присмотре врачей.