Найти в Дзене
MILITAN

Рассказываю, как перуанские Су-22 чуть не "сложили" американский Геркулес.

Даже через год после того, как Джозеф Бирд-старший получил письмо из Пентагона, он продолжал верить, что его сын жив. 34-летний сержант-майор ВВС США Джозеф Бирд-младший, отличник учебы и звезда футбола в средней школы, нес службу в Латинской Америке. Но 24 апреля 1992 года он был объявлен пропавшим без вести у побережья Перу.

Но сержант-майор Бирд погиб, и правительство знало об этом. На высоте 5500 метров его высосало из транспортника C-130 через дыру, образовавшуюся после атаки перуанских истребителей.

Су-22 ВВС Перу против С-130Н ВВС США
Су-22 ВВС Перу против С-130Н ВВС США

Пентагон практически ничего не обнародовал об этом инциденте, за исключением того, что обвинил обе страны в серьезных нарушениях. Однако через год после этого американское издание Ньюсуик получило секретные документы, которые пролили свет о шпионской операции, которая пошла наперекосяк.

24 апреля 1992 года в рамках операции "Крадущийся медведь" с авиабазы ВВС США Говард в Панаме взлетел самолет C-130H, который был напичкан камерами и датчиками. С окончанием холодной войны их стали применять против латиноамериканских картелей. Однако есть все основания полагать, что С-130Н следил вовсе не за картелями, а собирал информацию о наличии у Перу советской техники.

Ну да ладно. Картели, так картели.

В рамках своего задания командир судна капитан Пит Юнис и 13 членов экипажа, должны были сфотографировать лаборатории по производству гадости и близлежащие взлетно-посадочные полосы в верхней части долины Хуаллага в Перу. Нужно отметить, что американцы опасались перуанцев. Совсем недавно Вашингтон прекратил военную помощь Перу, а у местных летчиков был прямой приказ атаковать все подозрительные самолеты.

Не успели американцы сделать и пары фотографий (по их заявлениям) как два Су-22 поднялись на перехват. У капитана Юниса было два решения этой задачи: приземлиться по требованию или связаться с близлежащей базой по борьбе с картелями в Санта-Лючии, чтобы те согласовали отмену перехвата. Только вот в 1992 году в ВВС США ещё работали правила холодной войны. Согласно которым ни один самолет-разведчик не имеет права садиться на чужой территории. Капитан выбрал второй вариант. Взял курс на западное побережье и связался с командованием.

Су-22 ВВС Перу на аэродроме в Таларе.
Су-22 ВВС Перу на аэродроме в Таларе.

Доложить то он доложил, только... Как только он передал сообщение на базу, его перенаправили в Оперативный центр, который фактически контролировал операции по борьбе с картелями, а тот, в свою очередь, связывался с перуанцами. Однако, когда дело дошло до диалога с последними, выяснилось, что в штабе никто не говорит по-испански. Единственным американцем, который мог бы помочь, был охранник, который, к их сожалению, был не на дежурстве.

Это ещё не все. После обнаружения самолета штаб ПВО в Санта-Лючии связался по рации с центром в Лиме и доложил о происходящем. В этой самой штаб-квартире в Лиме находился американский представитель, сержант ВВС. Однако никакая информация до него доведена не была. Вместо этого они подняли по тревоге береговую ПВО.

Но даже это еще не все. Передав сообщение в штаб, экипаж C-130 рассчитывал, что находится в безопасности. Примерно в 60 милях от побережья Перу капитан Юнис повернул на север, в сторону Панамы. Он полагал, что находится в безопасности за пределами 12-мильной прибрежной границы. Вот только до него не довели, что Перу заявили о 200 милях.

В 16:58 вечера C-130 был перехвачен двумя перуанскими Су-22. Реактивные истребители с ревом пронеслись вблизи Геркулеса. Это было настолько близко, что американцы почувствовали вибрацию от их двигателей и видели глаза перуанских летчиков. Поравнявшись с кабиной С-130, Су-22 покачал крыльями, мол, следуйте за мной. Капитан Юнис снова связался со штабом в Панаме. Там ему ответили, чтобы он не обращал внимания и продолжал лететь проложенным курсом.

Когда истребители снова приблизились, сержант Бирд и Рон Хетцель выглянули в заднее окно. Они заметили клубы дыма под крылом стремительно приближающегося Су-22. Бирд толкнул Хетцеля на пол и в туже секунду несколько 23-мм снарядов пробили зияющую дыру в фюзеляже Геркулеса. Тут же произошла разгерметизация. Хетцель поднял глаза и увидел, как Бирда высасывает в образовавшуюся дыру. C-130H резко спикировал и направился к побережью Перу.

"Мэйдэй! Мэйдэй!" прокричал в рацию второй пилот.

Перуанские самолеты совершили еще две атаки. Во время последней снаряды пробили обшивку самолета, и в заднем грузовом отсеке произошел взрыв. В результате которого Хетцель и еще один член экипажа Питер Паккет получили ранения. Инженеры разведки стали судорожно уничтожать отснятый за полет материал.

Для чего его уничтожать, если он был сделан в рамках совместной операции с картелями?

Самолет был изрешечен. Топливные баки протекали, третий двигатель заглох, три из четырех шин пробиты. Но все же капитан Юнис смог совершил посадку на аэродроме недалеко от Талары. Сразу после остановки самолета его окружили пятьдесят перуанских солдат и взяли экипаж под стражу.

Во время разговора с Юнисом командир базы полковник Дж. Карлос Портильо Васкес не оставил у него никаких сомнений в том, что его летчики знали, по кому они стреляют. Однако официальная версия звучала иначе. Перуанские летчики не знали, что самолет американский. Черные буквы USAF были нечеткими. Самолет не реагировал на предупреждения. И вообще, "мы подумали это самолет картеля.".

Ага. Огромный транспортник. Которой в Перу может приземлиться на пяти аэродромах.
Ну в принципе да, неразборчиво. Да и не на испанском.
Ну в принципе да, неразборчиво. Да и не на испанском.

Какой бы ни была правда, ни одна из сторон не очень старалась ее найти. Слишком многое было поставлено на карту. Даже несмотря на то, что в Пентагоне уже тогда пришли к выводу, что война с картелями была проиграна. Согласно секретного доклада "Объединенного комитета начальников штабов" из 3816 самолетов, выслеженных в странах Андского содружества за шесть месяцев до событий с C-130, только 11 были сбиты. Однако Вашингтон не желал терять базу в Санта Лючиа, а перуанское правительство ещё рассчитывало на улучшение отношений с США. Никакого серьезного расследования этого инцидента не было. Ни одна из сторон даже не позволила опросить своих летчиков.

Интересно, что когда американские представители прибыли забирать самолет, им выставили счет в 20 000 долларов. За понесенные на перехват расходы. Когда прибывшие американцы возразили, перуанцы поставили поперек взлетно-посадочной полосы грузовик. К тому времени летчиков Су-22 отметили благодарностями, однако из-за после протеста США наград их лишили (по крайней мере, официально) а самолёт вернули без "выкупа".

Под давлением Пентагона Госдеп направил правительству Перу письмо с просьбой (не требованием) выплатить компенсацию семье Бирда, но был проигнорирован. Командиры представили экипаж С-130 к наградам за спасение самолета и боевые ранения. Но в этом было отказано.

У погибшего сержант-майора Бирда осталось двое сыновей, и в ВВС пообещали, что они будут получать пожизненное пособие в связи с его смертью в размере 467 долларов в месяц. Однако позже его пересмотрели и изменили на 194 доллара. Мать Бирда, Рут, получила официальное письмо из Белого дома с выражением благодарности от "благодарной нации".

Друзья. У нас на канале есть еще две статьи посвященной перуанским Су-22. В первой мы рассказывали об истории их появления в Перу.

А в другой описали интересный случай, когда летчик Оскар Санта-Мария Уэрта пытался сбить неопознанный летающий объект в небе над Перу.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
MILITAN

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!