В последние годы украинская армия и военная промышленность делали упор на развитие беспилотной авиации и связанных с нею технологий. Предпринимались попытки разработки различных систем такого класса с теми или иными особенностями. К примеру, несколько лет назад на выставках начал демонстрироваться барражирующий боеприпас ST-35. Его разработали с использованием иностранных идей и необычных, но интересных решений.
Экспонат для выставок
Барражирующий боеприпас (ББ) ST-35, также получивший названия «Грiм», Silent Thunder и «Тихий гром», разрабатывался в инициативном порядке украинской компанией «Атлон-Авиа». Впервые об этом проекте рассказали в 2019 г., причем к этому времени компания-разработчик успела выполнить часть необходимых работ и изготовить макет техники для демонстрации на выставке. В дальнейшем ST-35 неоднократно показывали на украинских и зарубежных мероприятиях.
В 2019-20 гг. ББ нового типа прошел заводские испытания. Как утверждается, он подтвердил расчетные характеристики и оправдал ожидания. В частности, хорошо показал себя необычный способ старта и обеспечения работы. Демонстрировалась возможность полета под управлением оператора и по заранее заложенному маршруту, а также ряд других режимов и функций.
Параллельно с испытаниями ББ / БПЛА шел процесс развития вспомогательных наземных средств. Так, в 2020 г. показали концепт самоходной машины-носителя барражирующих боеприпасов. За счет специфического способа запуска удалось обойтись без сложных агрегатов и конструкций. Впрочем, насколько известно, до реализации «в металле» и до применения хотя бы на полигоне такие идеи не дошли.
Во время выставок изделие ST-35 привлекало внимание и получало высокие оценки от украинских специалистов и комментаторов. Ожидалось, что оно заинтересует военное ведомство, пойдет в серию и поступит на вооружение. Однако, по всей видимости, этого не произошло.
Достоверные сведения о наличии заказов на ББ «Грiм» и появление таких изделий в распоряжении украинских вооруженных формирований до сих пор не поступали. Так же отсутствуют данные о применении этих изделий в зоне боевых действий. Впрочем, нельзя исключать, что производство таких БПЛА велось, но имело малые объемы, из-за которых они не оставили заметного следа.
Беспилотный комплекс
С технической точки зрения, ST-35 Silent Thunder представляет собой беспилотный авиационный комплекс разведывательно-ударного назначения. Его основным элементом является БПЛА с оптикой и боевой частью, способный добраться до заданного района, найти цель и поразить ее прямым попаданием. В этом отношении ST-35 не отличается от других современных ББ. В то же время, в этом комплексе использована любопытная идея, направленная на повышение некоторых эксплуатационных и боевых характеристик.
Комплекс «Тихий гром» отличается необычным составом. В него входит собственно ББ характерного облика, гексакоптер с функцией пусковой установки, опорное устройство, пульты управления, контейнеры для транспортировки и т.д. В переносной версии комплекс разделяется на три ранца-вьюка массой ок. 15 кг для транспортировки силами расчета или перевозки любым транспортом. Самоходный вариант комплекса может перевозить большое количество ББ и несколько вспомогательных БПЛА.
Барражирующий боеприпас ST-35 внешне и по конструкции похож на изделия Hero израильской компании UVision и на российский «Ланцет». По всей видимости, они были «источником вдохновения» при разработке. Аппарат имеет удлиненный фюзеляж малого сечения, к которому присоединены два набора Х-образных плоскостей – пара крыльев и пара стабилизаторов. БПЛА перевозится в разобранном виде и собирается непосредственно перед пуском. Внутри фюзеляжа последовательно размещены оптико-электронная станция, аппаратура управления связи, боевая часть и двигательная установка с аккумуляторами.
Бортовые системы БПЛА обеспечивают полет по командам оператора или самостоятельное выполнение заложенной программы. Сообщалось об использовании инерциальной навигации, сокращающей уязвимость для средств РЭБ. В полете ST-35 поддерживает связь с пультом оператора и передает на него видеосигнал с носовой камеры и другую информацию.
Двигательная установка – полностью электрическая. При помощи электромотора с толкающим винтом ББ развивает скорость не более 120-130 км/ч. Зарядки аккумулятора хватает на 60 мин. полета. Дальность действия – до 30-40 км. На взлет и выход в район цели БПЛА тратит ок. 15 мин., после чего может осуществлять патрулирование и искать цель.
При взлетной массе до 10 кг, ST-35 несет боевую часть массой 3,5 кг. Компания-разработчик упоминала возможность установки осколочно-фугасного, термобарического или кумулятивного заряда.
В состав комплекса также входит беспилотник-гексакоптер. Его характерной особенностью является корпус с круглым отверстием в середине и механизмы для стыковки с ББ. На борту коптера имеются приборы управления и ретранслятор радиосигнала.
Принцип работы
Разработчики ST-35 предложили любопытный вариант стартовой системы, позволяющей запускать БПЛА с места и без поиска крупной площадки. Так, при развертывании комплекса, на позиции или внутри машины-носителя размещается пусковая опора простейшей конструкции. На нее вертикально ставится барражирующий боеприпас. На его носовую часть буквально надевается гексакоптер и приводятся в действие замки. В таком виде комплекс готов к применению.
По команде оператора, гексакоптер поднимается в воздух вместе с ББ. На высоте 500 м боеприпас предлагается сбрасывать, после чего он должен стабилизироваться и переходить в горизонтальный управляемый полет. После сброса ББ отправляется в район цели, а коптер поднимается на высоту ок. 1 км и зависает, обеспечивая ретрансляцию радиосигналов.
В остальном применение ST-35 видится таким же, как и в случае с другими современными барражирующими боеприпасами. После попадания в цель или промаха коптер-носитель и ретранслятор должен возвращаться на землю и обеспечивать взлет следующего ББ, вплоть до выработки аккумулятора или израсходования имеющегося боекомплекта.
Преимущества и недостатки
Нетрудно заметить, что украинский барражирующий боеприпас ST-35 / Silent Thunder / «Грiм» максимально похож на ряд других современных систем такого класса и имеет близкие характеристики. Единственное заметное отличие заключается в особой системе старта, которая, как предполагалось, должна была дать ему некоторые преимущества.
В целом идея запуска ББ самолетного типа при помощи специального беспилотника-вертолета представляет интерес. Она позволяет отказаться от громоздкой пусковой катапульты и сокращает требования к стартовой позиции. Кроме того, наличие радиостанции-ретранслятора на борту БПЛА должно повысить надежность связи и комплекса в целом.
Впрочем, замена катапульты коптером серьезно усложняет комплекс и увеличивает его стоимость. Кроме того, практика и большой опыт применения современных ББ показывают, что пусковая установка в виде длинной балки, при всех своих недостатках, в целом не затрудняет эксплуатацию техники.
ST-35 имеет летно-технические характеристики и боевые возможности на уровне некоторых других современных БПЛА, и о превосходстве над такой техникой говорить не приходится. При этом «Тихий гром» получил все характерные недостатки таких БПЛА, причем некоторые из них проявляются более ярко.
Прежде всего, слабым местом комплекса являются радиоканалы, по которым передаются видеосигнал и команды. Они могут быть выявлены и подавлены системами РЭБ, после чего эффективность ST-35, как минимум, резко упадет. При этом в комплексе «Гром» радиосвязь осуществляется через беспилотник-ретранслятор, что может повышать уязвимость для помех.
Нет оснований считать, что боеприпас из состава ST-35 является сложной целью для современных систем ПВО. В ходе атаки ему придется входить в зону поражения зенитных средств, и прорыв к цели не гарантируется. В относительной безопасности остается только гексакоптер, однако сам по себе он не решит боевую задачу.
Без реальных перспектив
Похоже, что комплекс ST-35 не смог заинтересовать украинское командование, и потому не поступил на вооружение либо не производился большой серией. Позже, в начале 2022 г., киевский режим захотел получить барражирующие боеприпасы, но заполнять эту нишу пришлось за счет иностранных образцов. Впрочем, и зарубежная помощь в значительных масштабах не помогла украинским формированиям.
Таким образом, проект ST-35 показывает, что объединение отработанных решений и новых идей далеко не всегда дает желаемый результат. К базовой концепции должны прилагаться характеристики требуемого уровня и производственные мощности. В противном случае любой проект не имеет реальных перспектив.