В 1981 году "Союзмультфильм" готовился выпустить на экраны свой суперхит "Тайна третьей планеты", режиссера Романа Качанова и сценариста Кира Булычева. И в это же время на студии началась работа над новым проектом, на этот раз - совместным с японскими мультипликаторами. В основу будущего мультфильма должен был лечь роман Жюль Верна "Пятнадцатилетний капитан". Режиссером назначен был Анатолий Петров, снявший знаменитый научно-фантастический мультфильм "Полигон", а сценарий, "Записки пятнадцати ребят из дрейфа", написанный Исимори Сиро по мотивам романа Жюля Верна, предоставила японская сторона.
Однако руководство "Союзмультфильма" этот сценарий не устроил, по причине того, что он имеет слишком мало общего с первоисточником, к тому же очень напоминает фильм "Пираты Тихого океана" (1974). Предлагалось вернуться к роману Жюля Верна, переработав его с участием советского кинодраматурга. Этим кинодраматургом был избран Кир Булычев. Создатель "Алисы" придумал следующий сюжет: одессит капитан Степан Водяной, юнга Денис, кузен Бенедикт и его племянница Мэри отправляются на поиски Морского змея. Под видом кока, на борт корабля попадает Негоро, а после путешественники спасают с полузатопленной лодки японского мальчика Кэйдзи и собаку Динго.
В одном из эпизодов будущего мультфильма, злодей Негоро подкладывает под компас разные металлические предметы, вплоть до столовых ножей и вилок, а бдительный Динго все это извлекает и выбрасывает в океан. В итоге экипаж лишается столовых приборов. Японская кинокомпания "Никкацу – детский фильм" и "Союзмультфильм" заключили предварительное соглашение. Должна была начаться работа, но неожиданно "Совинфильм" и Главная сценарная редакционная коллегия Госкино поддержали сценарий Исимори Сиро.
Правда, с оговорками. Было рекомендовано доработать его, освободив от религиозных мотивов, исключив "приметы буржуазной действительности, а также показ представителей вооруженных сил одной из капиталистических стран", и вообще - улучшить. Одновременно было предложено создать совместный советско-японский полнометражный мультфильм для детей младших классов. В качестве первоосновы была избрана повесть Томико Инуи "Сказка о пингвине". В итоге, по сценарию Виктора Мережко и был снят первый советско-японский мультфильм "Приключения пингвиненка Лоло", вышедший на экраны в 1986-87 годах.
А что же стало со сценарной заявкой Кира Булычева? Она вовсе не пропала. Писатель переработал ее в космическом ключе. Капитан Иван Котов, его сын Степан, робот Стах и собака Динго отправляются в космос, и получают сигнал бедствия с японского корабля «Сакура». Опустившись на астероид, советские космонавты попадают в плен к роботам. В плену они встречаются с японской девочкой Сузуко и ее отцом профессором Като. Пленников, на потеху деградировавшим человечкам, хотят бросить на съедение ледяным драконам… Не правда ли знакомый сюжет?
В 1981 году писатель переработал сценарную заявку в научно-фантастическую повесть "Ловушка", которая печаталась в с продолжением в газете "Пионерская правда", при творческом участии юных читателей. Среди них оказался и ваш покорный слуга. Капитан Иван Котов стал космическим монтажником Сергеем Климовым, Степан - Димой, робот Стах - Посейдоном, Сузуко - Митико, Като - Судзуки. В 1984 году сюжет был снова трансформирован. В результате появилась повесть "Пленники астероида", которая вошла в цикл о приключениях девочки из будущего Алисы Селезневой.