Найти тему
Обезьянообразные

Уроки режиссуры. Знаменитые актёрские байки

У каждого режиссёра есть своя манера работы в кино. Например, про Александра Митту рассказывают, что он в работе очень шумный – носится по площадке и постоянно что-то громко орёт.

Василий Шукшин - его полная противоположность: ходит тихонько или сидит в сторонке с общей тетрадью, записывает что-то в неё и думает. В 1968 году режиссёр приступил к съёмкам картины «Странные люди» по своим рассказам. Сергею Никоненко предложили главную роль Васьки-чудика в одной из трёх новелл.

Сергей Никоненко в фильме "Странные люди" (снимок с экрана)
Сергей Никоненко в фильме "Странные люди" (снимок с экрана)

На съёмочной площадке, пока расставляли свет, актёр увидел сидевшего на брёвнах режиссёра и подсел рядышком.

- Серег, видишь там бабки на завалинке сидят? - кивнул в сторону Шукшин, не отвлекаясь от своих записей, - Пойди попроси, может, они нам споют чего? Что тут у них по праздникам престольным исполняют? А мы запишем, как поют деревенские бабки. Лучше них это никто не сделает.

Парламентёр подошёл к старушкам, представился, сказал, что они тут снимают кино и спросил, не смогут ли они попеть.

- А чего ж не попеть-то? – ответили местные жительницы, - Мо-ожно. Красненького поднесёте? А про что хоть кино снимаете?

Никоненко стал пересказывать сценарий. Бабки внимательно слушали, поддакивали, а Василий Макарович украдкой наблюдал за происходящим. Потом режиссёр подошёл к актёру, отвёл его в сторонку и тихонько сказал:

- Вот как рассказывал, так и играй! Понятно?

И тут Сергей Никоненко понял, что режиссёр знал наперёд, что так произойдет, он заранее просчитал, что бабки начнут спрашивать, и актёру придётся доходчиво рассказывать им о чём будет фильм. Ему пришлось невольно продемонстрировать слушающим всю свою органику, иначе не поверили бы.

***

В семье Анатолия Кузнецова в 1974 году родилась дочка Ира, когда родителям было уже за 40. Супруга актёра тут же оставила работу и решила посвятить свою жизнь долгожданной малышке.

Жена с дочкой часто приезжали на съёмки к Анатолию Борисовичу. В 1984 году режиссёр Сергей Вронский приступил к съёмкам картины «Песочные часы». Это история о том, как на курорте случай свёл бывших однополчан, а главный герой вновь встретил девушку, с которой когда-то давно у него был курортный роман.

Анатолий Кузнецов и Галина Польских в фильме "Песочные часы" (снимок с экрана)
Анатолий Кузнецов и Галина Польских в фильме "Песочные часы" (снимок с экрана)

Анатолию Кузнецову досталась главная роль. Съёмки проходили летом в Кисловодске, и члены семьи тоже решили на них поприсутствовать. Десятилетняя дочь актёра очень увлеклась кинопроцессом и ей пришла в голову идея одной мизансцены.

Девочка подошла к Вронскому, который к тому же дружил с её отцом, и предложила:

- Мне кажется, в этой сцене должны падать цветы.

Режиссёр задумался и, оценив «интересную краску», взял её на вооружение и вставил в картину. А позже в знак благодарности сделал девочке встречное предложение:

- Я придумал для тебя сцену со словами. Будешь сниматься?

Ира согласилась и появилась в одном эпизоде вместе с папой.

***

На съёмки картины Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» Александр Белявский попал, можно сказать, с корабля на бал. На роль Фокса был утверждён Борис Химичев, но в самом начале съёмок авторы картины его забраковали – бандит получался каким-то не таким, как хотелось.

Кандидатуру Белявского предложил Владимир Высоцкий и актёра телеграммой срочно вызвали на съёмки в Одессу, оторвав от дел на любимой даче. Александр не успел даже толком дочитать до конца сценарий.

Первым эпизодом был допрос задержанного Фокса Шараповым. Белявского охватила паника: «Что играть? Кого играть? И как?». Говорухина на площадке не было, в этот день всем «рулил» Высоцкий. Увидев замешательство актёра, он подошёл и сказал одну точную фразу, которая помогла быстро нащупать образ.

- Саша, играй не бандита, - посоветовал без всякого пижонства Высоцкий, - А человека, который очень себя уважает.

Александр Белявский в фильме "Место встречи изменить нельзя" (снимок с экрана)
Александр Белявский в фильме "Место встречи изменить нельзя" (снимок с экрана)

Другая сцена в ресторане показалась Александру Белявскому ещё более неподъёмной. Его привела в ступор ремарка в сценарии: «Фокс входит в ресторан и звериным чутьём понимает, что здесь ловушка».

- И как же мне играть это звериное чутьё? – спросил актёр у режиссёра.

Однако, Говорухин быстро его успокоил:

- Саша, ну что ты? Уйдёшь в окно, и все поймут, что у тебя звериное чутьё.

Спасибо, что дочитали до конца. Пишите комментарии. Понравилась статья? Ставьте лайк. Вы не пропустите новое, если подпишетесь на мой канал. Дорогие читатели! Дзен ввел новые правила. Теперь успех канала зависит от новых читателей. Чем больше их будет, тем лучше! Если вы поделитесь с друзьями ссылкой на мой канал, будет очень здо́рово!

Ссылки на другие байки:

Навигатор по актёрским байкам
Обезьянообразные2 сентября 2021