Может ли бетон быть красивым? Сторонники брутализма, безусловно и думали так. Однако широкая общественность по-прежнему разделена. В то время как некоторые считают здания в стиле брутализма чудовищами и величайшим грехом в истории архитектуры, другие считают их архитектурными памятниками, имеющими историческую, культурную и личную ценность.
Брутализм — это торжество бетона. Этот термин происходит от французского слова «béton brut», что означает «необработанный бетон», потому что бетон был одним из основных, наиболее распространенных материалов, используемых в брутализме.
Предпосылки к возникновению стиля
Бетон легкодоступен, удобен в использовании и довольно недорог. Благодаря этому он послужил идеальным материалом для крупномасштабных восстановительных проектов, развернувшихся по всей Европе после Второй мировой войны. Архитекторы-бруталисты рассматривали бетон как материал, обладающий целостностью и уникальной выразительностью. Они широко использовали его и намеренно обнажили его текстуру.
В брутализме принято оставлять на показ внутренние конструкции здания. Некоторые считают эту особенность стиля отвратительной и бесчеловечной (например, принц Чарльз считал, что Национальный театр в Лондоне похож на атомную электростанцию), другие воспринимают это как непритязательный, прогрессивный и эгалитарный подход к архитектуре.
По большей части в период своего расцвета брутализм был характерным стилем для общественных зданий и социального жилья. В 1950-е годы страны по всему миру столкнулись с проблемами эффективного восстановления разрушенных войной городов при ограниченных бюджетах. Власти нашли простое, быстрое и надежное решение кризиса с помощью бруталистской архитектуры.
Прародители движения
Многие связывают начало брутализма со швейцарско-французским архитектором Ле Корбюзье, который известен тем, что ввел железобетон в качестве ключевого строительного материала в архитектуре.
В 1952 году он завершил строительство «Unite d'Habitation» в Марселе, знаменитого жилищного проекта, заложившего основу для будущих зданий в стиле брутализма. Однако настоящими провидцами, сформулировавшими идею брутализма, были английские архитекторы Элисон и Питер Смитсоны.
Распространение
Этот стиль с огромной скоростью распространился по всему миру, вскоре став символом современного образа жизни, особенно в Великобритании и восточноевропейских коммунистических странах, таких как СССР, Югославия и Чехословакия. Тем не менее, примеры брутализма можно найти в городах США, Канады, Израиля, Японии и Австралии.
Здания в стиле брутализма мгновенно узнаваемы по их массивному и откровенному использованию бетона и бескомпромиссным конструкциям. Массивный, скульптурный, жесткий, урезанный, тупой, шероховатый, монохромный - все эти слова, взятые вместе, описывают эстетику брутализма.
Закат популярности
Брутализм вымер в конце 1970-х годов. Отчасти это было связано с энергетическим кризисом, который в то время выбил почву из-под ног мировой экономики. Эти монументальные городские крепости больше не считались коммерчески жизнеспособными.
Другой причиной упадка брутализма было то, что некоторые здания были построены некачественно, из-за чего вскоре после завершения строительства возникли проблемы. Более того, их критиковали неприветливость, мрачность и бесчеловечность. Еще один минус брутализма - износ бетона. Этот материал плохо стареет, часто проявляя признаки износа при воздействии внешних факторов.
Таким образом, брутализм стал символом городского упадка и экономических трудностей, что привело к тому, что стиль впал в немилость.
К 1980-м годам этот стиль уступил место структурному экспрессионизму и деконструктивизму. С тех пор бесчисленные здания в стиле брутализма были покинуты или снесены.
Ренессанс
Однако в последние годы этот стиль получил новое признание, особенно в социальных сетях. Мы даже можем видеть, как появляются новые здания, вдохновленные необузданной красотой брутализма, такие как Tate Modern и Tate Modern Extension в Лондоне, спроектированные Herzog & de Meuron, или Институт Иссама Фареса в Бейруте, спроектированный Захой Хадид.
В то время как некоторые все еще считают здания в стиле брутализма бельмом на глазу, многие архитекторы, природоохранные организации и любители архитектуры считают, что эти смелые монолитные сооружения необходимо сохранить, переоценить или перепрофилировать как памятники архитектурной и культурной ценности. В противном случае мы потеряем часть нашей коллективной истории.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца. Если она вам понравилась, и вы хотите открывать для себя новое в мире архитектуры ставьте большой палец вверх и подписывайтесь на наш канал.