У этого сообщения ровно такой же смысл, как у "Над всей Испанией безоблачное небо".
Полвека назад над Сантьяго прошёл бомбовый дождь, после которого улицы покрылись реками крови: генерал Аугусто Пиночет сверг законноизбранного президента Сальвадора Альенде.
Пиночет. Поклонник Гитлера, любитель перечитывать и переиздавать "Майн кампф", автор аналогичного "труда" с претензией на захват Аргентины. Дескать, чилийцы - могучие горцы, а аргентинцы - безвольные степняки. Никого не напоминает? А вы подумайте…
Альенде. Интеллигент до мозга костей, пацифист. Тонкая и остроумная натура.
– Когда я умру на моей могиле напишут "Тут покоится Сальвадор Альенде - будущий президент Чили", – сказал он, проиграв президентские выборы.
А выиграв в 1970 году следующие, на вопрос "Какая книга оказала наибольшее влияние на вашу жизнь?" он ответил: "Азбука".
Народ чувствовал, что гроза неминуема, и Чили содрогалась от криков ¡Allende, Allende, el pueblo te defiende! Но он не призвал народ к оружию, не решился начать гражданскую войну, не обратился за помощью к союзникам, хотя несколько кораблей советского Тихоокеанского флота шли в Вальпараисо с очередным визитом дружбы и были уже совсем рядом.
А вот Егор Гайдар через двадцать лет прямо призывал москвичей прийти к мэрии, вооружиться и уничтожать тех, кто не хотел либерализации цен, обнищания, развала промышленности и прочих "прелестей" гайдаро-чубайсовского рынка.
В 1991 г. чилийская госкомиссия признала, что Альенде застрелился. Конечно, это ложь, потому что - 1991 год. СССР как политическая сила умер, идеи социализма и коммунизма дискредитированы, значит, пришла пора окончательно ошельмовать героев антиимпериалистического сопротивления.
Альенде был смертельно ранен снайпером. Соратники увели умирающего президента в его рабочий кабинет, усадили за стол, надели регалии главы государства. Таким и застали его фашисты: мёртвого, но не побеждённого.
Альенде не был ни коммунистом, ни социалистом. Он был просто патриотом-государственником, хотел видеть родину процветающей, самостоятельной, многоукладной, суверенной.
Не вышло.
Об этом я сегодня и рассказал своему классу на "Разговоре о важном". Официальная тема, конечно, была иной: Россия в ее многообразии. Но мало жить в такой стране, как наша, надо ещё знать как ее уберечь от хищников, сохранить для себя и потомков. А для этого надо учиться защищать её и не допускать ошибок, совершенных другими в прошлом.
Рассказал им о Викторе Харе, казнённом на стадионе "Насьональ" после многодневных пыток.
А чтобы дети прочувствовали масштаб этой трагедии для чилийцев, сказал:
– Это как если бы в октябре 1993 на стадионе "Красная Пресня" расстреляли Виктора Цоя.
И дети вздрогнули.
Тогда я включил им это:
Переворот в Чили в моей жизни стал первой вехой, по которым я искал свой путь. Он оказался извилистым , но мне не стыдно ни за один поворот.