15,4K подписчиков

Пророчество Неферти, звезда Сириус — и современная наука

14K прочитали
Сириус, Собачья звезда, доминирующая звезда в созвездии Большого Пса (самя верхняя звезда, на кончике носа «Пса»). https://www.ancient-origins.net/sites/default/files/field/image/Dog-Star-Sirius.jpg, из статьи Источник: ирина / Adobe Stock)
Сириус, Собачья звезда, доминирующая звезда в созвездии Большого Пса (самя верхняя звезда, на кончике носа «Пса»). https://www.ancient-origins.net/sites/default/files/field/image/Dog-Star-Sirius.jpg, из статьи Источник: ирина / Adobe Stock)

«Пророчество Неферти» является одним из самых знаменитых пророчеств древних времён, и одним из немногих полностью сохранившихся текстов Древнего Египта. Одно перечисление посвящённых этому тексту научных работ заняло бы несколько страниц, а краткое изложение высказанных там гипотез — пожалуй, и целую книгу. Нашёл в архивах Эрмитажа в Санкт-Петербурге и в 1913 году впервые опубликовал этот текст российский египтолог Владимир Голенищев, и уже в 1914 году многие известные египтологи перевели его на современные языки (переводы, конечно, несколько разнятся).

«Пророчество Неферти» также самый ранний известный пророческий и мессианский текст (хотя «официальная наука» считает его литературным произведением идеологического характера, а никак не сбывшимся пророчеством). Он полностью сохранился лишь на иератическом папирусе № 1116 из музея государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Поясним здесь, что иератическое письмо — это ранняя форма древнеегипетской скорописи, возникшая во времена I династии (3218–3035 годы до н.э.)[4] при нанесении знаков кисточкой на папирус, глиняные черепки (остраконы), на камень или кожу. Кроме папируса из Эрмитажа, текст «Пророчества Неферти» сохранился частично на двух дощечках XVIII династии (1550-1292 гг. до н.э.), и на также нескольких десятках(!) остраконах эпохи рамессидов (XIX и XX династии, 1292-1074 гг. до н.э.). Папирус из Эрмитажа датируется учёными XV веком до н.э. (Новое царство, XVIII династия).

Одна из копий (Остракон) с фрагментом текста, Музей искусств округа Лос-Анджелес (Авторство: Image: http://collections.lacma.org/sites/default/files/remote_images/piction/ma-31944427-O3.jpgGallery: http://collections.lacma.org/node/245636 archive copy at the Wayback Machine, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27198585)
Одна из копий (Остракон) с фрагментом текста, Музей искусств округа Лос-Анджелес (Авторство: Image: http://collections.lacma.org/sites/default/files/remote_images/piction/ma-31944427-O3.jpgGallery: http://collections.lacma.org/node/245636 archive copy at the Wayback Machine, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27198585)

Многочисленные копии произведения свидетельствуют о его популярности в эпоху Нового Царства. До недавнего времени все египтологи считали этот текст литературным произведением, созданным неизвестным автором в эпоху Среднего царства (во времена Двенадцатой династии, 1991-1802 гг. до н.э.), цитирую[2]:

«Пророчество Неферти — один из немногих сохранившихся текстов древнеегипетской литературы, хранящийся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Текст восходит к эпохе Среднего Царства, к XIX—XVIII векам до н. э. и мог появиться в правление Аменемхета I (XII династия) или после его смерти[2]».

***

Однако, (ВНИМАНИЕ) действие этого произведения разворачивается во времена Древнего Царства, в начале эпохи великой Четвёртой династии (во времена правления фараона Снофру, 2613-2589 гг. до н.э.), — который, как считает официальная наука, открыл эпоху возведения великих Пирамид Гизы.

Статуя Снофру. Египетский музей, Каир(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/Snofru_Eg_Mus_Kairo_2002_b.jpg)
Статуя Снофру. Египетский музей, Каир(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/Snofru_Eg_Mus_Kairo_2002_b.jpg)

Именно Снофру положил начало этой эпохе, а его сын Хуфу (Хеопс), якобы возвёл самую грандиозную пирамиду в истории человечества. Правда, начиная с 1970-х годов появилась и альтернативная гипотеза, которая утверждает, что «Большой Сфинкс» и три Великие Пирамиды Гизы были возведены примерно 12 500 лет назад (10 800 лет до н.э.), а Хеопс «лишь» раскопал засыпанного к тому времени почти по макушку «Большого Сфинкса» и организовал восстановительные работы на разрушавшейся до него почти 8000 лет Пирамиде (и искал внутри неё «скрижали» бога мудрости и знаний Тота /которого греки назвали потом Гермесом-Трисмегистом/ и его сокровища).

Но мы сейчас не будем углубляться в альтернативную версию (бог Тот построил, а Хеопс восстановил): в контексте данной статьи для нас важно то, что фараон Снофру задумал грандиозный план строительства (или восстановления ранее построенных) Великих Пирамид, и, согласно тексту «Пророчества Неферти», однажды вызвал к себе «жреца Исиды», который наблюдал за Сириусом, звездой Исиды (как считали египтяне), и, вероятно, мог делать предсказания по расположению планет в знаках Зодиака в момент гелиакического восхода Сириуса над горизонтом.

((ПРИМЕЧАНИЕ: поясним здесь, что гелиакический восход — первый после некоторого периода невидимости восход небесного светила (звезды или планеты) непосредственно перед восходом Солнца: «восход в лучах утренней зари». Ежегодные гелиакические восходы одной и той же звезды приходятся приблизительно на один и тот же день (±1 день) и могут использоваться для поддержания правильного счёта дней в календаре. Так, гелиакический восход Сириуса, предвещавший начинающийся в месяц Тота разлив Нила, играл особую роль в хронологии Древнего Египта и считался там началом года (см. Древнеегипетский календарь).))

Теперь, наконец, обратимся к самому пророчеству.

Полный текст пророчества Неферти

((«Пророчество Неферти». Перевод и комментарии Н.С. Петровского. Ред. Олейникова Е.: Пророчество Неферти. Энгурра (21 февраля 2016) https://web.archive.org/web/20171227153331/http://engur.ru/1595))

<<<Произошло же: был [его] величество царь Верхнего и Нижнего Египта Снефру, покойный, превосходным царем во всей этой стране. В один из этих дней пришли должностные лица столицы к фараону,— да будет он жив, невредим, здоров! — чтобы [его] приветствовать, и ушли после того, как они [его] приветствовали сообразно с их ежедневным обычаем. И сказал его величество,— да будет он жив, невредим, здоров! — казначею, который был возле него: «Ступай и приведи мне должностных лиц столицы, вышедших отсюда сегодня после приветствия!» И их тотчас привели. И лежали они снова на своих животах перед его величеством, да будет он жив, невредим, здоров! И сказал им его величество, да будет он жив, невредим, здоров!: «Люди, смотрите, я велел вас позвать, дабы вы сыскали для меня имя вашего сына, который был бы мудр, или вашего брата, который был бы рассудителен, или вашего друга, показывающего (?) добрые дела, который скажет мне несколько добрых слов и избранные изречения — тогда развлечется мое величество, слушая его!». И они снова легли на свои животы перед его величеством, да будет он жив, невредим, здоров!

И они сказали его величеству, да будет он жив, невредим, здоров! — «Есть великий маг души Исиды, государь, наш владыка, его имя Неферти. Он неджес, сильный своей рукой, он — писец, отменный своими пальцами, он — знатный муж, у которого больше вещей, чем у таких, как он, он — владыка изречений… да увидит его его величество!»

И сказал его величество, — да будет он жив, невредим, здоров!: «Ступайте и приведите его ко мне!» Тогда его привели к нему. И он лежал на своем животе перед его величеством, да будет он жив, невредим, здоров! И сказал ему его величество, да будет он жив, невредим, здоров!: «Приди же Неферти, мой друг. Да скажешь ты мне несколько добрых слов и избранные изречения — развлечется мое величество, слушая это». И сказал маг Неферти: «[О чем говорить]: о том, что происходит, или о том, что произойдет, государь, мой владыка?» И сказал его величество, да будет он жив, невредим, здоров!: «О том, что произойдет — вещь сегодня свершается, минуя себя». Тогда он протянул свою руку к ларцу с подручным [для писания] и взял себе свиток и письменный прибор. И он записал то, что сказал маг Неферти — мудрец Востока, принадлежащий «душе Исиды», на ее востоке, уроженец Гелиопольского нома.

Он печалится о том, что произойдет в стране. Он памятует о грозе с Востока, когда придут азиаты в своей силе, когда они ожесточат сердца тех, кто будет на жатве, когда они отнимут упряжки с пахоты. Он сказал:

<<«Мое сердце содрогается. Да плачешь ты [царь] об этой стране, из которой ты произошел. Молчание — это зло! Смотри, то, что я скажу о ней [стране], заслуживает внимания. Смотри же, будут повержены вельможи в стране, из которой ты произошел.
Крепись. Смотри, это перед твоим лицом. Будь стоек относительно того, что перед тобой. Смотри же, будут вельможи подобно стране: свершится то, что никогда не совершалось. День будет начинаться преступлением; страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе.
Стране будет причинен вред, но не будут печалиться о ней, не будут говорить, не будут плакать. Чем будет эта страна, когда солнце закроется и не будет сиять, чтобы смотрели люди? Не будут жить, закрытые тучами, и не будут все [люди] внимать без него. Я скажу о том, что вижу. У меня нет обыкновения предрекать то, что не наступит.
Река [Нил] станет сушей Египта. Через воду будут переправляться пешком и не будут искать воду для судна, чтобы дать ему плыть, ибо его путь станет берегом, а берег — водою… Южные ветры будут отвращать северные. Не будет неба с одним ветром. Родится чужая птица в топях Нижнего Египта, после того как он превратится в болото по соседству с горожанами. Приблизят ее люди из-за недостатка [в пище].
Тогда погибнет то добро рыбных прудов, которые были полны подлежащим потрошению, переполнены рыбой и птицей. Все добро исчезнет. Будет повергнута страна в несчастье из-за пищи. Азиаты — кочевники, и на востоке возникнут враги. Азиаты спустятся в Египет из-за отсутствия укреплений и чужеземец будет находиться рядом. Не услышит воинство (?). Будут медлить во вратах (?) ночью. Войдут в укрепления (?). Не сон (?) ли это в моих глазах? Не сплю ли я, говорю, что я бодрствую?
Дикие звери будут пить из потока Египта. Они будут беспрепятственно прохлаждаться на берегах. Эта страна [Египет] будет хватать и уносить, и не будут знать о вторжении, которое произойдет. Это (?) сокрыто в речи. Что значит слышать, будучи глухим? — [это все равно как] молчание перед лицом. Я показываю тебе страну, переживающую болезнь — то, что не происходило, произойдет. Схватят боевое оружие и будет страна жить в мятеже.
Будут делать стрелы из меди. Будут нуждаться в хлебе, [находясь] в крови, будут насмехаться над (?) страданием. Не будут оплакивать умерших. Не будут спать, голодные из-за смерти, так как человек будет беспокоиться лишь о себе. Не будут отращивать волосы [в знак печали] даже на один день. Сердце слабеет (?) перед лицом всего этого. Будет жить человек, пока он будет сгибать свою спину. Один будет убивать другого. Я показываю тебе сына в виде врага, брата в виде противника; Человек будет убивать своего отца.
Все уста будут полны: «Пожалей меня!». Все добро исчезнет, так что погибнет страна. Будут устанавливаться законы, которые будут постоянно нарушаться деяниями. Будут опустошать [все], что найдут. Свершится то, что [никогда] не совершалось. Будут отнимать от человека его вещи и отдавать тому, кто на улице. Я показываю тебе владельца, потерявшим свое имущество, а постороннего удовлетворенным. Тот, кто [ничего] не делал,— он будет полон, а тот, кто делал,— пуст. Будут ненавидеть горожан, чтобы заставить их замолчать. Будут отвечать на речь, будет рука выходить с палкой.
Если скажут: «Не убивай его!», то речь будет восприниматься, как огонь. Не потерпят того, что выходит из моих уст. Будет страна мала, а ее руководители многочисленны; она будет опустошена, хотя ее доходы велики. Зерна будет мало, а мера велика, и будут его отмерять с излишком. Солнце отойдет от людей. Оно будет светить один час. Не будут ведать, когда наступит полдень. Не будут отличать его тень. Не будут ослепляться, смотря на него. Не будут влажны глаза от воды, так как оно [солнце] будет на небе подобно луне, хотя не будет оно пропускать обычное время, и будут его лучи видны по его обыкновению со времени предков…
Я показываю тебе страну, переживающую болезнь. Слабый рукой будет владельцем руки. Будут приветствовать того, кто приветствовал. Я показываю тебе нижнее верхним. [Все] перевернется после переворота. (?) Люди будут жить на кладбище, а бедняки составят [себе] богатство больше, чем… чтобы существовать. Неимущие будут кушать хлеб, а слуги возвышены. Не будет Гелиопольский ном местом пребывания какого-нибудь бога [царя].
Это значит: придет царь — южанин. Имени, правогласный, его имя, сын женщины из Передней страны, уроженец Верхнего Египта. Он примет белую корону и возложит красную корону. Он соединит двойную корону. Он умиротворит Гора и Сета тем, что они любят. Он обойдет поле, схватив весло в виде бога (?).
Радуйтесь, люди его времени! Сын мужа увековечит его имя… Замыслившие мятеж бросят свои речи из страха перед ним. Азиаты падут от ужаса перед ним. Ливийцы падут перед его пламенем. Мятежники [предназначены] для его ярости (?), злоумышленники — для его величия, так как урей на его челе умиротворит злоумышленников.
Построят стены «Властелин, да будет он жив, невредим, здоров!» для того, чтобы не дать азиатам спуститься в Египет. Да просят они [азиаты] воду, как обычно, чтобы напоить свой скот. Правда придет на свое место, а неправда будет устранена. Радуйся тот, кто увидит, тот, кто будет следовать за царем. Мудрец принесет мне жертву, когда увидит, что то, о чем я говорю, происходит»>>.
Пришло это в мире. Писец [Мех]…>>>

**************************************

(Перевод сделан по изданию: Golénischeff W. Les papyrus hiératiques № 1115, 1116A et 1116B de l’Ermitage Imperial a St. Petersbourg. St. Petersbourg, 1913, Pis. XXIII—XXV. Перевод и комментарии Петровского Н.С.)

***

Это пророчество, видимо, сбылось примерно в XVIII веке до н.э., когда было написано знаменитое «Речение Ипувера», описывающее бедствия Египта в тот период. — это личное мнение автора данной статьи. Подробнее об этом (о "Речении Ипувера" и его связи с "Пророчеством Неферти") — в продолжении статьи. .

Продолжение следует

И мы расскажем далее о том, как с этим пророчеством, и с жизнью древних египтян (и с историй Древнего Египта) связана звезда Сириус. А также о том, почему египетские жрецы в Гелиополе тысячи лет ежегодно отслеживали т.н. гелиакические восходы Сириуса, —и что, наконец-то, заметили в этой древней "пророческой" астрономии некоторые современные учёные (астрономы и астрофизики).

В продолжении будет рассмотрено и устоявшееся мнение многих учёных о том, что это вовсе не пророчество, и написано оно не во времена фараона 4-й династии Снофру (XXVI век до н.э.), а на сотни лет позже (где-то в ХХ-XIX вв. до н.э.), "по заказу" фараона 12-й династии Аменемхета, для обоснования амбиций фараонов этой династии. — Мы расскажем, как статья [3] (опубликованная в 2017 году) поколебала это почти общепринятое ранее (в ХХ веке) мнение.

Продолжение смотрите здесь:

Пророчество Неферти, звезда Сириус — и современная наука. Часть 2

Литература и ссылки

1. Голенищев В. XXIII—XXV // Les Papyrus Hieratiques № 1115, 1116 Аet 1116 B de l'Ermitage Imperial a St. Petersbourg. — СПб., 1913.

2. «Пророчество Неферти»: текст, датировка, переводы и содержание // Библейский альманах «Скрижали» : монография

3. Орехов Р.А. (Центр египтологических исследований РАН) «Новый взгляд на «Пророчество Неферти»» \\ журнал «История древнего мира и идеология. Проблемы истории, философии, культуры», №1, 2017, стр.5-18

4. Michael Dee, David Wengrow, Andrew Shortland, Alice Stevenson, Fiona Brock. An absolute chronology for early Egypt using radiocarbon dating and Bayesian statistical modelling // Proceedings. Mathematical, Physical, and Engineering Sciences / The Royal Society. — 2013. — Т. 469, вып. 2159.