1K подписчиков

"Стена" и "зона" в фантастике

Рисунок от нейросети Дезго по моему описанию
Рисунок от нейросети Дезго по моему описанию

Сегодня поговорим о "бродячих" мотивах в фантастике, порожденных не прямым влиянием и не плагиатом.

Один из них - мотив аномальной зоны, ограниченной невидимой, но ощутимой стеной. Зона, как предполагается, имеет неземное происхождение, однако разгадать ее тайну...

а) никто не в силах - "зона" остается "вещью в себе";

б) способен обычный человек, наделенный здравым смыслом и непредвзятым взглядом на мир.

Тунгусский метеорит как генератор фантастических идей

Некое космическое тело прилетело 17 (30) июня 1908 года в район реки Подкаменная Тунгуска в Сибири, упало в тайге, вызвав большие разрушения - в том числе ореольное (круговое) падение леса в радиусе 2000 кв. км.

Ореольный бурелом в районе падения тела. Фото 1932 года. Википедия.
Ореольный бурелом в районе падения тела. Фото 1932 года. Википедия.

Очевидцев было немало (штука сияла ярко), удар зафиксировали сейсмографы во всем мире, но что это такое, спорят до сих пор. "Метеоритом" тело называют ради простоты; возможно, это был крупный болид кометного происхождения. Но некоторые полагают, что в Сибири упал инопланетный корабль.

Одним из первых такую версию выдвинул писатель Мануил Семёнов в повести "Пленники Земли", опубликованной в 1937 году. Там впервые тунгусский "метеорит" связывался с неудачной посадкой инопланетного звездолета (марсианского, ибо тогда считалось, что на Марсе есть - или была - развитая цивилизация).

В повести группа ученых и студентов организует экспедицию в место падения объекта и обнаруживают некую странную зону:

"Местность тут напоминала гигантскую воронку, окруженную с запада грядою гор. В глубине долины курилась непонятная дымка"

В повести много чего накручено - бандиты и иностранные шпионы, мечтавшие первыми завладеть инопланетными секретами, но не тут-то было! Марс - наш!

Идею инопланетной природы "метеорита" подхватил известный писатель-фантаст Александр Казанцев, и далее она замелькала в других фантастических произведениях.

"Таинственная стена"

В 1967 году на экраны вышел фильм "Таинственная стена". Режиссеры - Ирина Поволоцкая и Михаил Садкович (они же авторы сценария, соавтор - Александр Червинский).

Завязка и "сеттинг" очень напоминают тунгусскую историю, хотя о метеорите речь не идет. Якобы, в Сибири случилось странное: в тайге возникла загадочная стена, в виде энергетического купола диаметром около двух километров. Купол в определенное время появляется и исчезает, и его появления сопровождаются мощным электростатическим разрядом, выводящим из строя технику и воздействующим на психику людей.

Ученый Егор Ломов (актер Лев Круглый) убежден, что стену создали инопланетяне, пытающиеся вступить с землянами в контакт. Начальство Ломова полагает, что он... слишком заработался и нуждается в отдыхе у теплого моря. К нему прибывают друг и коллега - Андрей Эрдели (актер Ираклий Учанейшвили) и невеста Лена (Татьяна Лаврова). Поскольку аномальная зона охраняется военными, группу сопровождает сержант Валентин, Валя (молодой Андрей Миронов).

Совещание за столом в экспедиционной избушке. Кадр из фильма. Слева направо: Ломов, Андрей Эрдели, сержант Валя; спиной сидит Лена.
Совещание за столом в экспедиционной избушке. Кадр из фильма. Слева направо: Ломов, Андрей Эрдели, сержант Валя; спиной сидит Лена.

Каждый из участников группы переживает личный опыт общения со "стеной" - у каждого он свой. Стена мгновенно переносит людей в какие-то эпизоды их прошлого, и устами одного из встреченных там собеседников изрекает некие мудрые сентенции.

Лена, отчаявшись уговорить Ломова покинуть это проклятое место, идет навстречу стене, что смертельно опасно - но дойти не успевает: в урочное время стена исчезает, и загадка остается неразгаданной.

Лена идет к стене. Скриншот.
Лена идет к стене. Скриншот.

В оригинале фильм - черно-белый, поэтому никаких особо зрелищных визуальных эффектов ждать от него не стоит. Перед нами - психологическая и отчасти философская фантастика.

Два параллельных мира: "Солярис" и "Сталкер"

Идеи "Таинственной стены" вызывают аналогии с содержанием двух куда более знаменитых произведений: романа Лема "Солярис" и романа Стругацких "Сталкер" (оба романа легли в основу авторских фильмов Андрея Тарковского).

С "Солярисом" тут перекликается идея контакта неизвестной инопланетной сущности с человеческим сознанием, попытка понять, кто есть кто и что есть что в нашем и "их" мире. У Лема, конечно же, всё намного сложнее и тоньше, чем можно было показать в старом советском фильме. Однако и в "Таинственной стене" контакт, вроде бы уже состоявшийся, ничего не проясняет. Кто именно пытается контактировать и зачем, герои не понимают.

А в "Сталкере", как нетрудно догадаться, развивается идея аномальной зоны, возникшей, вероятно, абсолютно непреднамеренно, без конкретной цели (или с целью, людям совершенно не ясной).

Лирическое отступление: когда мой сын был подростком, мы часто бродили по всяким странным местам - заброшкам, пустынным полям, окраинам промзон. Это называлось у нас "сталкерить". Иногда попадались непонятные предметы, создававшие ощущение, будто мы оказались внутри фильма Тарковского.

Весы посреди заросшего поля - в вечернем тумане. Кто и зачем их туда затащил, непонятно. Фото моё.
Весы посреди заросшего поля - в вечернем тумане. Кто и зачем их туда затащил, непонятно. Фото моё.

Зона: версия Саймака

Идея загадочной зоны присутствует в романе Клиффорда Саймака "Всякая плоть - трава" (All Flesh is Grass), опубликованном в 1965 году (русский перевод Норы Галь под названием "Всё живое" появился в 1968).

К Тунгусскому метеориту этот сюжет отношения не имел, но зона чем-то похожа на ту, что представлена в "Таинственной стене" (совпадение, вряд ли влияние).

Небольшой провинциальный американский городок внезапно оказывается окруженным прозрачной, но непреодолимой стеной, которая пропускает неживые предметы (например, грузовик), но не пропускает ничего живого. Внутри происходит всякая чертовщина. Телефоны без проводов принимают звонки, внутри раздаются непонятные голоса... В городке начинается паника, к феномену приковано внимание правительства США. Военные, склонные, как всегда, решать проблемы радикально, собираются сбросить на городок бомбу и сравнять с землей это нехорошее место. Ситуацию спасает местный чудак, Брэдшоу, который выясняет, что аномалию воздали красивые лиловые цветы. Оказалось, они разумны! Более того, они представляют собой космическую расу, путешествующую между параллельными мирами. Земля - промежуточная остановка, они совершенно не собираются ее покорять - их путь лежит дальше... Хэппи энд. Стена исчезает, город может спокойно выдохнуть, цветочки завязывают дружбу с человечеством.

Цветочек от нейросети Дезго.
Цветочек от нейросети Дезго.

Саймак - добрый фантаст, он написал милую сказку, хотя и назвал ее цитатой из Библии: "Всякая плоть - трава" (эти слова, кстати, цитируются в Немецком реквиеме Брамса). Но, оказывается, идея зоны, ограниченной таинственной стеной, может быть преподнесена и таким образом.

--

В моей космоопере "Хранительница" разумных цветов всё-таки нет, но разумное говорящее дерево Гурр есть. Оно обитает в так называемой "Дикой зоне" - экспериментальном межзвездном экопарке в научной колонии на Арпадане. Росток дерева привезли туда с планеты Угунудук, не подозревая о том, что оно наделено разумом и способно телепатически общаться с другими существами. Гурр не в обиде на своих похитителей: он узнал на Арпадане много нового, за ним хорошо ухаживают и его оберегают от назойливого внимания непосвященных.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".