На практике визы для въезда водителей грузовиков КНР оформляет только в приграничных с Россией регионах
Российские автомобильные грузоперевозчики испытывают трудности с получением виз для своих водителей для выполнения перевозок в Китай, пишет газета «Известия», цитируя заместителя директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Андрея Енина.
История вопроса:
— В настоящее время только в приграничных с Китаем регионах китайской стороной оформляются визы для таких граждан. У остальных российских транспортных компаний, находящихся в других регионах страны, практически отсутствует возможность оформления китайских виз категории С для своих водителей в консульских службах Китая в России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, — заявил Андрей Енин на логистической сессии международной выставки коммерческих автомобилей Comtrans.
Минтранс предложил китайским коллегам внести изменения в межправительственное соглашение об облегчении поездок граждан, принятое в 2013 году. Протокол об изменениях находится на завершающей стадии согласования, но для вступления в силу необходимо его ратифицировать. Вариант соглашения, подписанный 22 марта 2013-го, был ратифицирован в России спустя год — в марте 2014-го в виде федерального закона № 24.
В текущей редакции соглашения с Китаем предусмотрена выдача многократных виз водителям, обслуживающим только приграничную торговлю. В новой редакции ссылка на приграничную торговлю будет исключена, сообщили в профильной Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
В некоторых случаях перевозчикам из РФ отказывают во въезде в глубину территории КНР. Проезд на склады китайских производителей внутри страны сильно бы облегчил перевозочный процесс, считают в АСМАП.
— Возможность продвигаться по территории Китая сейчас сильно зависит от наличия там партнера, который бы оказывал содействие. Формально запретов на передвижение нет. Официального ответа от КНР по этим проблемам не было, — рассказал заместитель гендиректора, руководитель департамента организации перевозок АСМАП Евгений Антипов.
Китайские власти многие решения принимают на региональном, провинциальном уровне, а не на уровне страны, отметил директор грузоперевозчика «Рустранс-спедишн» Кондратий Гайкевич. То есть на китайских погранпереходах в разных провинциях есть свои списки с номенклатурой грузов, и только их можно провозить через эти переходы, что также может быть причиной отсутствия бесшовного проезда по их территории.
Крупные логистические операторы не сталкивались с получением виз для водителей. Чаще всего российские логисты сами не осуществляют перевозки в КНР, а пользуются услугами сторонних партнеров-перевозчиков.
— Мы не получаем визы для водителей, так как осуществляем доставку на своих автомобилях только до границы с Китаем, в самом Китае товар едет на китайской машине, — сообщил менеджер группы регионального развития по клиентскому сервису СДЭК Денис Жуков.
Схема с перецепкой грузов на границе и сменой перевозчика сложилась еще в пандемию и пока что остается превалирующей, подтверждает и руководитель бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL Антон Буянов.
— Эпидемиологические ограничения на въезд иностранных грузовиков КНР сняла только в этом году. Поэтому на практике модель доставки с перегрузом на границе остается наиболее распространенной. Кроме того, многие российские перевозчики и сами не спешат загонять свои автомобили вглубь Китая, — такая модель доставки может оказаться более затратной по сравнению с перегрузкой на границе, — пояснил эксперт.
При смене схемы прохождения границы (с прямого заезда на территорию КНР на перецепку груза другому перевозчику) срок доставки может увеличиться на один-два дня. Сложности с получением водительских виз заключаются в необходимости собрать целый пакет документов, в том числе подтверждающих отсутствие нарушений водителем правил дорожного движения в Китае.
Напомним, Китай не заинтересован работать в рамках конвенции международных дорожных перевозок (МДП), сообщил «Логирусу» председатель Объединенной ассоциации грузовых автоперевозчиков и экспедиторов Андрей Дядя. Несмотря на то, что КНР является участником этой конвенции, у китайской стороны есть внутренние документы, которые обязывают всех импортеров растаможить грузы на границе. LR